11 класс. Алгебра. Показательная и логарифмическая функции. Понятие логарифма. Функция y=logₐx, ее свойства и график.
11 класс. Алгебра. Показательная и логарифмическая функции. Понятие логарифма. Функция y=logₐx, ее свойства и график.
Комментарии преподавателя
Переход к новому основанию логарифма
1. Основные теоретические факты
Напомним центральное определение – определение логарифма. Оно связано с решением показательного уравнения
. Показательная функция
монотонна, каждое положительное значение b она достигает при единственном значении аргумента, то есть при конкретном значении b уравнение имеет единственный корень. Этот корень называют логарифмом b по основанию а: 
2. Формула перехода к новому основанию
Определение:
Логарифмом числа b по основанию а называется такой показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.
Напомним основное логарифмическое тождество.
Выражение
(выражение 1) является корнем уравнения
(выражение 2). Подставим значение х из выражения 1 вместо х в выражение 2 и получим основное логарифмическое тождество:

Примеры:
при любом а;
при любом а;
Повторим известные нам свойства логарифмов. Здесь
:
1. Логарифм произведения:
(произведение
может быть положительным, если
оба – отрицательные числа, но, исходя из правой части,
строго положительны)
2. Логарифм частного:

3. Логарифм степени:

Иногда в задачах не указано, что
и
– положительные числа, тогда необходимо при раскрытии логарифма ставить модуль:
(
– это любые числа кроме нуля, но их произведение должно быть положительным)


Перейдем к основной формуле данного урока.
Дано:
Доказать:

Доказательство:
Применим равносильные преобразования. Поскольку в знаменателе стоит логарифм, а он не может быть равен нулю, т. к.
, имеем право домножить обе части на данный логарифм:

Согласно свойству логарифма, внесем сомножитель под знак логарифма как показатель степени:

Применим основное логарифмическое тождество:

Что и требовалось доказать.
3. Решение вычислительной задачи
Пример 1 – вычислить:

Чтобы воспользоваться свойством логарифма, нужно привести заданные логарифмы к одному основанию. Приведем второй логарифм к основанию 2:

Получим выражение:

Имеем сумму логарифмов с одинаковым основанием. Применим свойство:

4. Решение уравнения
Пример 2 – решить уравнение:

Очевидно, что необходимо выбрать новое основание и привести к нему все логарифмы, чтобы воспользоваться свойствами и решить уравнение. Выберем основание 2:


В результате преобразований получили уравнение:

Приведем подобные:

Разделим обе части на
:

По определению логаримфа:

Итак, мы вывели и рассмотрели новую важную формулу – перехода к новому основанию логарифма.
Переход к новому основанию логарифма, решение задач
Часть вторая. 1. Основные теоретические факты
Напомним центральное определение – определение логарифма. Оно связано с решением показательного уравнения
. Показательная функция
принимает все положительные значения. Она монотонна, каждое положительное значение b она достигает при единственном значении аргумента, то есть при конкретном значении b уравнение имеет единственный корень. Этот корень называют логарифмом b по основанию а: 
Определение:
Логарифмом числа b по основанию а называется такой показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.
Напомним основное логарифмическое тождество.
Выражение
(выражение 1) является корнем уравнения
(выражение 2). Подставим значение х из выражения 1 вместо х в выражение 2 и получим основное логарифмическое тождество:

Повторим известные нам свойства логарифмов. Здесь
:
1. Логарифм произведения:
(произведение
может быть положительным, если
– оба отрицательные числа, но, исходя из правой части,
строго положительны)
2. Логарифм частного:

3. Логарифм степени:

Напомним важную формулу – перехода к новому основанию логарифма:

Здесь 
Например, вычислить:

Несложно заметить, что логарифмы в числителе и знаменателе имеют одно и то же основание, по формуле перехода получаем:
Переходим к следствиям из формулы перехода.
2. Первое следствие из формулы перехода
Следствие 1:

Здесь 
Распишем по формуле перехода к новому основанию:

Что и требовалось доказать.
Иногда данное свойство используют в следующем виде:

3. Второе следствие из формулы перехода
Следствие 2:

Здесь 
Применим формулу перехода к новому основанию, а именно, от основания
к основанию а:

Что и требовалось доказать
4. Решение типовых задач
Рассмотрим важное уточнение для четных степеней:

Здесь 
Пояснение:
Поскольку
– четное число, допускаются как положительные, так и отрицательные значения b. Аналогично допускаются как положительные, так и отрицательные значения а, за исключением
. Если мы не поставим в правой части модули, то а и b будут только положительными числами, область определения сузится.
Доказательство:
Переходим к новому основанию:

Важно, что с помощью модуля мы сохранили неизменной область определения, не сузили ее. Так мы можем предохранить себя от многочисленных типовых ошибок.
Формула перехода к новому основанию и следствия из нее широко используются при решении различных типовых задач.
Пример 1 – вычислить:

Преобразуем показатели степени согласно формулам перехода к новому основанию:

Получаем:

Преобразуем основания степеней:

Применим свойство степени:

В показателях степеней внесем множители под знак логарифма согласно свойству:

Применим основное логарифмическое тождество:

Пример 2 – решить уравнение:

Приведем все три логарифма к одному основанию, например к основанию 4:
Используем формулу 


В результате преобразований получили уравнение:


Сократим тройку:

Выразим х, исходя из определения логарифма:

согласно основному логарифмическому тождеству:

Итак, мы рассмотрели некоторые типовые задачи на формулу перехода к новому основанию логарифма и следствия из нее.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funktsii/perehod-k-novomu-osnovaniyu-logarifma
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/11-klass/pokazatelnaya-i-logarifmicheskaya-funktsii/perehod-k-novomu-osnovaniyu-logarifma-reshenie-zadach
http://www.youtube.com/watch?v=ap9hdJQlF88
http://www.youtube.com/watch?v=bedEE55Bd8A
http://mathematics-tests.com/11-klass-uroki-presentatsii/algebra-11-klass-urok-perehod-k-novomu-osnovaniu-logarifma
http://www.mathematics-repetition.com/11-klass-algebra/11-4-9-1-logarifm-obshtaya-formula-perehoda-k-novomu-osnovaniyu.html
http://dp-adilet.kz/perexod-k-novomu-osnovaniyu-logarifma/
http://www.berdov.com/docs/logarithm/what_test_hard/
http://www.berdov.com/docs/logarithm/basic_properties/
http://vseuchebniki.net/uploads/posts/2015-01/1422313744_algebra_10-11_mordkovich_p2_2009.jpg
http://cdndl.zaycev.net/117190/12852/didyulya_-_put_domoy_(zaycev.net).mp3