Синтаксис. Пунктуация. 8 класс ( урок 11-20 )

Синтаксис. Пунктуация. 8 класс ( урок 11-20 )

Комментарии преподавателя

ТЕМА: «Словосочетание как единица синтаксиса».

ЦЕЛИ УРОКА:

• раскрыть структуру и значение словосочетания как единицы синтаксиса.

• отработать навык составления именных и глагольных словосочетаний с пониманием их лексического значения в тексте.

• повторить орфограмму «Чередование гласных в корне слова».

ТИП УРОКА: закрепление изученного материала, сообщение новых знаний.

НА ДОСКЕ:

вым..кнуть - пром..кивать

зап..рать - зап..р

з..ря - з..рька

изл..жение - нал..гать

к..снуться - прик..саться

пл..вец - пл..вать

сг..реть - несг..раемый - ог..рочек

ур..внение - подр..внять

бл..стательный - бл..стеть

р..весник - р..внина

утварь, жук-плавунец, камень-плывун

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Повторение и обобщение.

 

2. Беседа

• Какие единицы синтаксиса вы знаете?

• Что такое текст?

• Что такое предложение?

• Какие функции выполняет предложение?

• Из чего состоит предложение? Что такое словосочетание?

• Приведите примеры предложений, состоящих из 2-3-х словосочетаний.

 

3. Работа с записями но доске

• Спишите слова парами, вставляя нужные буквы. Объясните устно орфограммы (чередующиеся гласные в корне слова). Проверка.

• Придумайте и запишите словосочетания с 2-3 словами с доски.

 

4. Работа с учебником

§ ...

• Прочитайте текст - фрагмент очерка из книги К. Г. Паустовского «Алмазный язык». Ответьте на вопросы, помеченные звездочкой. Из текста вычлените несколько словосочетаний и составьте их схемы.

От вычленения словосочетаний из текста приступаем к составлению словосочетаний из главных слов и зависимых слов. Выполняем упр. ..(в виде таблицы).

Рассуждаем вслух: в роли главных слов даны имена существительные и глаголы. Составляем глагольные и именные словосочетания, при необходимости уточняя лексическое значение некоторых слов.

Вывод: не все слова могут сочетаться друг с другом, т. к. лексическое значение некоторых слов по смыслу не подходит для сочетания с другими словами. Смысловое сочетание слов - важное условие образования словосочетания. Лексическое значение слова мы уточняем по толковым словарям С. Ожегова или В. И. Даля.

 

5. Работа с учебником

• Чтение теоретического материала на стр. ... Обсуждение.

• Упр. ... (Проверка.)

 

6. Чтение текста, написанного на плакате

(Или на каждую парту выдается листок с текстом.)

 

Владимир Иванович даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

 

Задания и вопросы:

• Докажите, что перед вами текст.

• Какова основная мысль этого текста?

• Озаглавьте текст.

• Как вы понимаете значение фразы В. И. Даля о русском слове (1-е предложение)?

• Выпишите из текста глагольные и именные словосочетания, укажите главное слово и поставьте вопрос от главного к зависимому слову.

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.