Синтаксис. Пунктуация. 8 класс ( урок 11-20 )

Синтаксис. Пунктуация. 8 класс ( урок 11-20 )

Комментарии преподавателя

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса”

Тип урока: комбинированный.

Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.

Уровень В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит “Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке”.

Цели:

Познавательные:

1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция;

2) единицы синтаксиса;

3) средства связи единиц синтаксиса.

Воспитательные:

1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

2) развивать логическое мышление;

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать в команде.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу.

2. Стадия вызова

Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту на стр. 21 учебника:

Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин) (Слайд №1)

В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах веять полынь спать черемуха белый накидка (слайд №2).

Что пропало, исчезло?

(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?

(Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)

Итак, определим тему урока: “Синтаксис”. Запишем тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки?

(Морфология и синтаксис.)

А теперь определим цели нашего урока.

(Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.)

Вспомните все, что вы уже знаете на тему “Синтаксис”. Для этого “соберите” предложение, которое “рассыпалось” на следующие словоформы:

Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Структурируйте сведения, оформив их кластером.

Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Слайд № 3

3. Стадия осмысления

Задание 2. Прочитайте текст , который лежит перед вами на парте, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).

Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:

Таблица (слайд № 4)

V – знаю

“+” – новое

“–” – вызывает сомнения

     

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. “Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения”, – узнали вы в 5-м классе. Теперь об этом подробнее.

Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.

Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.

Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов.

Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.

Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)

Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.

Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.

Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы “сцеплены” попарно. Это один из главных законов синтаксиса <...>.

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.

4. Стадия рефлексии

Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.)

Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали. (Слайд № 5)

Выполнение практического задания.

Задание № 1. Выполните упражнение 38 по учебнику: из данных слов составить два предложения, разбить предложения на грамматически связанные пары.

Задание № 2. Выполните упражнение 39 учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова “Ночь на Родине”. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?

Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

5. Заключительный этап

Итак, подведем итоги.

Мы достигли поставленных целей?

Чему научились?

6.  Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.