9 класс. Алгебра. Степенная функция.
9 класс. Алгебра. Степенная функция.
Комментарии преподавателя
На этом уроке мы продолжим изучение степенной функции путем решения конкретных задач.
Вначале вспомним свойства функции и рассмотрим ее график. Вспомним свойства функции и проиллюстрируем их на графике. И будем решать типовые и сопутствующие задачи на степенную функцию с натуральным показателем.
Тема: Функции
натуральные числа, их свойства и графики
Урок: Задачи на степенные функции 
1. Введение
На этом уроке мы вспомним свойства степенных функций, т. е. функций вида
, где
– натуральное число, и решим серию типовых задач.
2. Функция
Рассмотрим степенную функцию с четным показателем степени
(рис. 1).



3.Функция четная, т.е.
4. Всё семейство функций проходит через три фиксированные точки: 
5. Функция не монотонна на всей области определения: функция убывает при
; функция возрастает при 
3. Примеры
1. Отметим интервалы знакопостоянства функции на примере функции
(рис. 2).





2. Рассмотрим функцию
и ее интервалы знакопостоянства (рис. 3).





Рассмотрим задачу с параметром:
Найти число корней уравнения 
Решение:
Метод решения подобных задач следующий:
1. Изобразить график функции
.
2. Пересечь график семейством прямых 
3. Определить число точек пересечения и выписать ответ (рис. 4).

При
корней нет;
при
уравнение имеет один корень;
при
уравнение имеет два корня. Заметим, что сумма этих корней равна нулю.
4. Функция
Теперь кратко повторим график и свойства степенной функции с нечетным показателем.
Функция
(рис. 5).

1. 
2. 
3. Функция нечетная, т.е.
График симметричен относительно точки (0; 0).
4. Любая из функций проходит через три фиксированные характерные точки:
5. Функция монотонно возрастает.
5. Решение задач с использованием свойств степенных функций
Рассмотрим примеры.
1. Найти область значений функции и прочитать её график.


Решение:

При
y убывает, 
При
y возрастает, 
Ответ: 

При
функция возрастает, 
Ответ: 
2. Найдите точки пересечения графиков функций:


Решение:

Графики функций пересекаются в точках 
Ответ: 

Графики функций пересекаются в точках 
Ответ: 
3. Постройте и прочитайте график функции 

Решение:

Если
то yубывает, 
Если
то yвозрастает, 
Если
то у убывает, 
На примере предыдущей функции рассмотрим важную сопутствующую задачу.
Найти число корней уравнения с параметром:

Решение:
Решить уравнение с параметром означает перебрать все возможные значения параметра и для каждого указать ответ.
Методика решения таких задач нам известна:
1. Построить график функции
.
2. Пересечь его семейством прямых
.
3. Найти точки пересечения и выписать ответ (рис. 11).

Нет корней при
.
Один корень при
.
Два корня при
.
Три корня при
На этом уроке мы продолжим изучение степенной функции с отрицательным показателем путем решения конкретных задач.
Вначале вспомним свойства функции с четным отрицательным показателем и рассмотрим ее график. Вспомним свойства функции с нечетным отрицательным показателем и проиллюстрируем их на графике. И будем решать типовые и сопутствующие задачи на степенную функцию с отрицательным показателем.
Тема: Числовые функции
Урок: Задачи на степенные функции 
1. Тема урока, введение
Мы вспомним свойства степенных функций с целым отрицательным показателем и используем их при решении задач на степенную функцию.
2. Напоминание: график и свойства функции
Функция 

Основные свойства:
1. 
2. 
3. Функция четная.
4. Две характерные фиксированные точки для всех кривых: 
5. Асимптоты: прямые 
6. Если
то y возрастает, 
Если
то y убывает, 
3. Напоминание: график и свойства функции
Функция 

Основные свойства:
1. 
2. 
3. Функция нечетная.
4. Две фиксированные характерные точки для всех кривых: 
5. Асимптоты: прямые 
6. Если
то y убывает, 
Если
то y убывает, 
4. Решение задач
Рассмотрим типовые задачи:
1. Какая из точек – А или В – принадлежит графику функции
если 
Решение:

т. А: 
т. А принадлежит графику.
т. В: 
т. В не принадлежит графику.
Ответ: т. А.
2. Какая из точек А, В, С принадлежит графику функции
если
Решение:

т. А: 
т. В: 
т. С: 
Ответ: т. В принадлежит графику.
3. Постройте график функции
и прочтите его.
Решение:
Построим график функции
(Рис. 5). Его асимптоты – прямые
и
.

Чтобы получить график функции
необходимо график
сдвинуть на 1 вверх по оси yи на 1 единицу влево по оси x (Рис. 6).

Асимптоты полученного графика – прямые
и
, характерные точки 
Если
то y возрастает, 
Если
то y убывает, 
4. Найдите все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение:
Нам необходимо построить график функции
, пересечь его семейством прямых
, найти точки пересечения и записать ответ (Рис. 7).

Ответ: 
5. Найти все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
1. Не имеет решений.
2. Имеет только отрицательные решения.
3. Имеет два корня разных знаков.
Решение:
Ответ:
1. 
2. 
3. 
6. Постройте график функции
и прочитайте его.
Решение:
Построим график функции
(Рис. 8).

Теперь чтобы получить график функции
сдвинем кривую
на 2 вправо вдоль оси x, и на 3 вверх по оси y(Рис. 9).

Прямые
и
являются асимптотами.
Характерные точки – 
Если
то y убывает, 
Если
то y убывает, 
7. Найти все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
имеет решения
1. На луче 
2. На луче 
Решение:
Изобразим график функции
и пересечем его семейством прямых
(Рис. 10).

Ответ:
1. 
2. 
8. Решите графически неравенство 
Решение:
Построим в одной системе координат график функции
и график функции
(Рис. 11).

Графики пересекаются в точке 

Чтобы выполнялось неравенство
кривая
должна располагаться выше прямой 
Ответ: 
9. Даны две функции,
и
, где 
Докажите, что 
Доказательство:
Тождество доказано.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/zadachi-na-stepennye-funktsii-y-x-sup-n-sup-gde-n-prinadlezhit-n-2?konspekt&chapter_id=34
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/zadachi-na-stepennye-funktsii-y-x-sup-n-sup-gde-n-prinadlezhit-n?konspekt&chapter_id=34
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=V2Vk6DqELpk