9 класс. Алгебра. Степенная функция.

9 класс. Алгебра. Степенная функция.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы продолжим изучение степенной функции  путем решения конкретных задач.
Вначале вспомним свойства функции и рассмотрим ее график. Вспомним свойства функции  и проиллюстрируем их на графике. И будем решать типовые и сопутствующие задачи на степенную функцию с натуральным показателем.

 

Тема: Функ­ции на­ту­раль­ные числа, их свой­ства и гра­фи­ки

Урок: За­да­чи на сте­пен­ные функ­ции 

 1. Введение

На этом уроке мы вспом­ним свой­ства сте­пен­ных функ­ций, т. е. функ­ций вида , где  – на­ту­раль­ное число, и решим серию ти­по­вых задач.

 2. Функция

Рас­смот­рим сте­пен­ную функ­цию с чет­ным по­ка­за­те­лем сте­пе­ни (рис. 1).

3.Функ­ция чет­ная, т.е.

4. Всё се­мей­ство функ­ций про­хо­дит через три фик­си­ро­ван­ные точки: 

5. Функ­ция не мо­но­тон­на на всей об­ла­сти опре­де­ле­ния: функ­ция убы­ва­ет при ; функ­ция воз­рас­та­ет при 

 3. Примеры

1. От­ме­тим ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства функ­ции на при­ме­ре функ­ции  (рис. 2).

2. Рас­смот­рим функ­цию  и ее ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства (рис. 3).

Рас­смот­рим за­да­чу с па­ра­мет­ром:

Найти число кор­ней урав­не­ния 

Ре­ше­ние:

Метод ре­ше­ния по­доб­ных задач сле­ду­ю­щий:

1. Изоб­ра­зить гра­фик функ­ции.

2. Пе­ре­сечь гра­фик се­мей­ством пря­мых 

3. Опре­де­лить число точек пе­ре­се­че­ния и вы­пи­сать ответ (рис. 4).

При кор­ней нет;

при  урав­не­ние имеет один ко­рень;

при  урав­не­ние имеет два корня. За­ме­тим, что сумма этих кор­ней равна нулю.

 4. Функция

Те­перь крат­ко по­вто­рим гра­фик и свой­ства сте­пен­ной функ­ции с нечет­ным по­ка­за­те­лем.

Функ­ция (рис. 5).

1. 

2. 

3. Функ­ция нечет­ная, т.е. Гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но точки (0; 0).

4. Любая из функ­ций про­хо­дит через три фик­си­ро­ван­ные ха­рак­тер­ные точки:

5. Функ­ция мо­но­тон­но воз­рас­та­ет.

 5. Решение задач с использованием свойств степенных функций

Рас­смот­рим при­ме­ры.

1. Найти об­ласть зна­че­ний функ­ции и про­чи­тать её гра­фик.

Ре­ше­ние:

 

 

При y убы­ва­ет, 

При y воз­рас­та­ет, 

Ответ: 

При  функ­ция воз­рас­та­ет, 

Ответ: 

2. Най­ди­те точки пе­ре­се­че­ния гра­фи­ков функ­ций:

Ре­ше­ние:

 

Гра­фи­ки функ­ций пе­ре­се­ка­ют­ся в точ­ках 

Ответ: 

Гра­фи­ки функ­ций пе­ре­се­ка­ют­ся в точ­ках 

Ответ: 

3. По­строй­те и про­чи­тай­те гра­фик функ­ции 

Ре­ше­ние:

Еслито yубы­ва­ет, 

Если то yвоз­рас­та­ет, 

Если то у убы­ва­ет, 

На при­ме­ре преды­ду­щей функ­ции рас­смот­рим важ­ную со­пут­ству­ю­щую за­да­чу.

Найти число кор­ней урав­не­ния с па­ра­мет­ром:

Ре­ше­ние:

Ре­шить урав­не­ние с па­ра­мет­ром озна­ча­ет пе­ре­брать все воз­мож­ные зна­че­ния па­ра­мет­ра и для каж­до­го ука­зать ответ.

Ме­то­ди­ка ре­ше­ния таких задач нам из­вест­на:

1. По­стро­ить гра­фик функ­ции .

2. Пе­ре­сечь его се­мей­ством пря­мых.

3. Найти точки пе­ре­се­че­ния и вы­пи­сать ответ (рис. 11).

 

Нет кор­ней при .

Один ко­рень при.

Два корня при.

Три корня при

На этом уроке мы продолжим изучение степенной функции с отрицательным показателем путем решения конкретных задач.
Вначале вспомним свойства функции с четным отрицательным показателем и рассмотрим ее график. Вспомним свойства функции с нечетным отрицательным показателем и проиллюстрируем их на графике. И будем решать типовые и сопутствующие задачи на степенную функцию с отрицательным показателем.

 

Тема: Чис­ло­вые функ­ции

Урок: За­да­чи на сте­пен­ные функ­ции 

 

 1. Тема урока, введение

Мы вспом­ним свой­ства сте­пен­ных функ­ций с целым от­ри­ца­тель­ным по­ка­за­те­лем и ис­поль­зу­ем их при ре­ше­нии задач на сте­пен­ную функ­цию.

 2. Напоминание: график и свойства функции

Функ­ция 

Ос­нов­ные свой­ства:

1. 

2. 

3. Функ­ция чет­ная.

4. Две ха­рак­тер­ные фик­си­ро­ван­ные точки для всех кри­вых: 

5. Асимп­то­ты: пря­мые 

6. Если  то y воз­рас­та­ет, 

Если  то y убы­ва­ет, 

 3. Напоминание: график и свойства функции

Функ­ция 

Ос­нов­ные свой­ства:

1. 

2. 

3. Функ­ция нечет­ная.

4. Две фик­си­ро­ван­ные ха­рак­тер­ные точки для всех кри­вых: 

5. Асимп­то­ты: пря­мые 

6. Если  то y убы­ва­ет, 

Если  то y убы­ва­ет, 

 4. Решение задач

Рас­смот­рим ти­по­вые за­да­чи:

1. Какая из точек – А или В – при­над­ле­жит гра­фи­ку функ­ции  если 

Ре­ше­ние:

т. А: 

т. А при­над­ле­жит гра­фи­ку.

т. В: 

т. В не при­над­ле­жит гра­фи­ку.

Ответ: т. А.

2. Какая из точек А, В, С при­над­ле­жит гра­фи­ку функ­ции  если

 

Ре­ше­ние:

т. А: 

т. В: 

т. С: 

Ответ: т. В при­над­ле­жит гра­фи­ку.

3. По­строй­те гра­фик функ­ции  и про­чти­те его.

Ре­ше­ние:

По­стро­им гра­фик функ­ции  (Рис. 5). Его асимп­то­ты – пря­мые  и .

 

Чтобы по­лу­чить гра­фик функ­ции  необ­хо­ди­мо гра­фик  сдви­нуть на 1 вверх по оси yи на 1 еди­ни­цу влево по оси x (Рис. 6).

Асимп­то­ты по­лу­чен­но­го гра­фи­ка – пря­мые  и , ха­рак­тер­ные точки  

Если  то y воз­рас­та­ет, 

Если  то y убы­ва­ет, 

4. Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра m, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

 имеет хотя бы одно ре­ше­ние.

Ре­ше­ние:

Нам необ­хо­ди­мо по­стро­ить гра­фик функ­ции , пе­ре­сечь его се­мей­ством пря­мых , найти точки пе­ре­се­че­ния и за­пи­сать ответ (Рис. 7).

Ответ: 

5. Найти все зна­че­ния па­ра­мет­ра m, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние   

1. Не имеет ре­ше­ний.

2. Имеет толь­ко от­ри­ца­тель­ные ре­ше­ния.

3. Имеет два корня раз­ных зна­ков.

Ре­ше­ние:

Ответ:

1. 

2. 

3. 

6. По­строй­те гра­фик функ­ции  и про­чи­тай­те его.

Ре­ше­ние:

По­стро­им гра­фик функ­ции  (Рис. 8).

Те­перь чтобы по­лу­чить гра­фик функ­ции  сдви­нем кри­вую  на 2 впра­во вдоль оси x, и на 3 вверх по оси y(Рис. 9).

Пря­мые  и яв­ля­ют­ся асимп­то­та­ми.

Ха­рак­тер­ные точки – 

Если  то y убы­ва­ет, 

Если  то y убы­ва­ет, 

7. Найти все зна­че­ния па­ра­мет­ра m, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние

 имеет ре­ше­ния

1. На луче 

2. На луче 

Ре­ше­ние:

Изоб­ра­зим гра­фик функ­ции  и пе­ре­се­чем его се­мей­ством пря­мых  (Рис. 10).

Ответ:

1. 

2. 

8. Ре­ши­те гра­фи­че­ски нера­вен­ство 

Ре­ше­ние:

По­стро­им в одной си­сте­ме ко­ор­ди­нат гра­фик функ­ции  и гра­фик функ­ции  (Рис. 11).

Гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в точке 

 

Чтобы вы­пол­ня­лось нера­вен­ство  кри­вая  долж­на рас­по­ла­гать­ся выше пря­мой 

Ответ: 

9. Даны две функ­ции,  и , где 

До­ка­жи­те, что 

До­ка­за­тель­ство:

 

 

 

Тож­де­ство до­ка­за­но.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/zadachi-na-stepennye-funktsii-y-x-sup-n-sup-gde-n-prinadlezhit-n-2?konspekt&chapter_id=34

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/zadachi-na-stepennye-funktsii-y-x-sup-n-sup-gde-n-prinadlezhit-n?konspekt&chapter_id=34

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=V2Vk6DqELpk

Файлы