7 класс. Алгебра. Степень с натуральным показателем и ее свойства.

7 класс. Алгебра. Степень с натуральным показателем и ее свойства.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы изучим возведение степени в степень. Вначале вспомним определение степени и теоремы об умножении и делении степеней с одинаковым основанием. Далее будет сформулирована теорема о возведении степени в степень. Затем мы приведем примеры ее использования на конкретных числах и докажем ее. Также мы применим теорему для решения различных задач и будем решать типичные примеры с помощью всех теорем.

 

 

 Напоминание основных определений и теорем 1 и 2, формулировка теоремы 3

На­по­ми­на­ние:

Ос­нов­ные опре­де­ле­ния:

Здесь a – ос­но­ва­ние сте­пе­ни,

n – по­ка­за­тель сте­пе­ни,

– n-ая сте­пень числа.

Тео­ре­ма 1. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных n и k спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

При умно­же­нии сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми по­ка­за­те­ли скла­ды­ва­ют­ся, ос­но­ва­ние оста­ет­ся неиз­мен­ным.

Тео­ре­ма 2. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных n и k, таких, что  n > k спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

При де­ле­нии сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми по­ка­за­те­ли от­ни­ма­ют­ся, а ос­но­ва­ние оста­ет­ся неиз­мен­ным.

На этом уроке будет рас­смот­ре­на сле­ду­ю­щая тео­ре­ма.

Тео­ре­ма 3. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных n и k спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

 Разъясняющие задачи к теореме 3

Вывод: част­ные слу­чаи под­твер­ди­ли пра­виль­ность фор­му­лы . До­ка­жем ее в общем слу­чае, то есть для лю­бо­го а и любых на­ту­раль­ных n и k.

 Доказательство теоремы 3

По опре­де­ле­нию сте­пе­ни:

 

При­ме­ним тео­ре­му 1:

 

Итак, мы до­ка­за­ли: , где а – любое число, n и k – любые на­ту­раль­ные числа.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, чтобы воз­ве­сти сте­пень в сте­пень по­ка­за­те­ли нужно пе­ре­мно­жить, а ос­но­ва­ние оста­вить неиз­мен­ным.

 Решение примеров на вычисление с помощью теоремы 3

При­мер 1: Упро­стить.

Для ре­ше­ния сле­ду­ю­щих при­ме­ров вос­поль­зу­ем­ся свой­ством .

а) 

б)

в) 

Ком­мен­та­рий к при­ме­ру 1.

Мы на­пи­са­ли, что , но в то же время , так как .

Ана­ло­гич­но,   .

В ка­че­стве ос­но­ва­ния может быть любое до­пу­сти­мое ал­геб­ра­и­че­ское вы­ра­же­ние:

При­мер 2:Упро­стить.

а) 

б) 

При­мер 3: Вы­чис­лить.

а)  

б)  

в) 

г). Ком­мен­та­рий:

д). Ком­мен­та­рий:

е). Ком­мен­та­рий:

 Решение примеров на вычисление с помощью теорем 1, 2, 3

При­мер 4: Упро­стить.

Для ре­ше­ния сле­ду­ю­щих при­ме­ров будем поль­зо­вать­ся тео­ре­ма­ми 1, 2, 3.

а) 

б) 

в) 

г)

д) или быст­рее 

е) 

При­мер 5: Вы­чис­лить:

а)= 

На этом уроке мы изучим умножение степеней с одинаковыми показателями. Сначала вспомним основные определения и теоремы об умножении и делении степеней с одинаковыми основаниями и возведении степень в степень. Затем сформулируем и докажем теоремы об умножении и делении степеней с одинаковыми показателями. А затем с их помощью решим ряд типичных задач.

 

 

Тема: Сте­пень с на­ту­раль­ным по­ка­за­те­лем и ее свой­ства

Урок: Умно­же­ние и де­ле­ние сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми

 1. Напоминание основных определений и теорем

На­по­ми­на­ние:

Ос­нов­ные опре­де­ле­ния:

Здесь a - ос­но­ва­ние сте­пе­ни,

 - по­ка­за­тель сте­пе­ни,

n-ая сте­пень числа.

Тео­ре­ма 1. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных испра­вед­ли­во ра­вен­ство:

При умно­же­нии сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми по­ка­за­те­ли скла­ды­ва­ют­ся, ос­но­ва­ние оста­ет­ся неиз­мен­ным.

Тео­ре­ма 2. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных и k, таких, что k спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

При де­ле­нии сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми по­ка­за­те­ли от­ни­ма­ют­ся, а ос­но­ва­ние оста­ет­ся неиз­мен­ным.

Тео­ре­ма 3. Для лю­бо­го числа а и любых на­ту­раль­ных иk спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

Все пе­ре­чис­лен­ные тео­ре­мы были о сте­пе­нях с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми, на этом уроке будут рас­смот­ре­ны сте­пе­ни с оди­на­ко­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми.

 2. Примеры на умножение степеней с одинаковыми показателями

Рас­смот­рим сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

Рас­пи­шем вы­ра­же­ния по опре­де­ле­нию сте­пе­ни.

1) 

2) 

Вывод: из при­ме­ров можно за­ме­тить, что , но это еще нужно до­ка­зать. Сфор­му­ли­ру­ем тео­ре­му и до­ка­жем ее в общем слу­чае, то есть для любых а и и лю­бо­го на­ту­раль­но­го n.

 3. Формулировка и доказательство теоремы 4

Тео­ре­ма 4

Для любых чисел а и и лю­бо­го на­ту­раль­но­го n спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

До­ка­за­тель­ство тео­ре­мы 4.

По опре­де­ле­нию сте­пе­ни:

 .

Итак, мы до­ка­за­ли, что .

Чтобы пе­ре­мно­жить сте­пе­ни с оди­на­ко­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, до­ста­точ­но пе­ре­мно­жить ос­но­ва­ния, а по­ка­за­тель сте­пе­ни оста­вить неиз­мен­ным.

 4. Формулировка и доказательство теоремы 5

Сфор­му­ли­ру­ем тео­ре­му для де­ле­ния сте­пе­ней с оди­на­ко­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми.

Тео­ре­ма 5

Для лю­бо­го числа а и b (и лю­бо­го на­ту­раль­но­го n спра­вед­ли­во ра­вен­ство:

До­ка­за­тель­ство тео­ре­мы 5.

Рас­пи­шем  и по опре­де­ле­нию сте­пе­ни:

 5. Формулировка теорем словами

Итак, мы до­ка­за­ли, что .

Чтобы раз­де­лить друг на друга сте­пе­ни с оди­на­ко­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, до­ста­точ­но раз­де­лить одно ос­но­ва­ние на дру­гое, а по­ка­за­тель сте­пе­ни оста­вить неиз­мен­ным.

 6. Решение типичных задач с помощью теоремы 4

При­мер 1: Пред­ста­вить в виде про­из­ве­де­ния сте­пе­ней.

Для ре­ше­ния сле­ду­ю­щих при­ме­ров вос­поль­зу­ем­ся тео­ре­мой 4.

а) 

б)

в) 

Для ре­ше­ния сле­ду­ю­ще­го при­ме­ра вспом­ним фор­му­лы:

г) 

д) 

е) 

ж) 

 7. Обобщение теоремы 4

Обоб­ще­ние тео­ре­мы 4:

 8. Решение примеров с помощью обобщенной теоремы 4

з) 

и) 

к) 

л) 

 9. Продолжение решения типичных задач

При­мер 2: За­пи­ши­те в виде сте­пе­ни про­из­ве­де­ния.

а) 

б) 

в)

г) 

При­мер 3: За­пи­ши­те в виде сте­пе­ни с по­ка­за­те­лем 2.

а)  

б)  

 10. Примеры на вычисление

При­мер 4: Вы­чис­лить самым ра­ци­о­наль­ным спо­со­бом.

а) 

б) 

 

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/stepen-s-naturalnym-pokazatelem-i-eyo-svojstva/vozvedenie-stepeni-v-stepen-formula-a-sup-n-sup-sup-k-sup-a-sup-nk-sup?konspekt&chapter_id=2

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/stepen-s-naturalnym-pokazatelem-i-eyo-svojstva/umnozhenie-i-delenie-stepeney-s-odinakovymi-pokazatelyami?konspekt&chapter_id=2

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=YgxoKBgwok0

Файлы