7 класс. Алгебра. Степень с натуральным показателем и ее свойства.
7 класс. Алгебра. Степень с натуральным показателем и ее свойства.
Комментарии преподавателя
На этом уроке мы рассмотрим таблицу основных степеней.
Вначале вспомним определение степени. Затем составим таблицу основных степеней чисел от 1 до 10 и решим ряд задач с ее использованием.
Тема: Степень с натуральным показателем и ее свойства
Урок: Таблица основных степеней
1. Напоминание основных определений
Напоминание определения:

Здесь a - основание степени,
n- показатель степени,
- n-ая степень числа.
2. Таблица основных степеней
Из определения степени получаем таблицу основных степеней, где основание – простые числа в пределах 10.
Таблица основных степеней:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Прямая и обратная задачи
Прямая и обратная задачи
1) Вычислить
Решение:
По определению степени: 
2) Число 729 записать в виде степени.
Решение основано на основной теореме арифметики. Видим, что 729 делится на 3. Разложим число 729 по степеням 3.
|
729 |
3 |
|
243 |
3 |
|
81 |
3 |
|
27 |
3 |
|
9 |
3 |
|
3 |
3 |
|
1 |
|
Получаем, что
.
3) Число 256 записать в виде степени.
Разлагаем данное число по степеням двойки по основной теореме арифметики.
|
256 |
2 |
|
128 |
2 |
|
64 |
2 |
|
32 |
2 |
|
16 |
2 |
|
8 |
2 |
|
4 |
2 |
|
2 |
2 |
|
1 |
|
Получаем, что
.
4. Решение задач, связанных с таблицей степеней
Задача: дано
. Сравнить n и k.
Решение:
По таблице или по основной теореме арифметики находим:

n = 7, k = 5

Ответ: 
5. Продолжение таблицы для чисел 1; 0; - 1; 10
Для практических вычислений удобно продолжить таблицу для чисел 1, 0, -1, 10.
Продолжение таблицы для чисел 1; 0; - 1; 10
(сводка правил)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
n – натуральное число.
6. Решение задач с помощью продолженной таблицы степеней
Решим задачи на таблицу (или основную теорему арифметики).
Задача: Найти k, если:
а) 
Разлагаем 512 по основной теореме арифметики либо используем таблицу степеней.
|
512 |
2 |
|
256 |
2 |
|
128 |
2 |
|
64 |
2 |
|
32 |
2 |
|
16 |
2 |
|
8 |
2 |
|
4 |
2 |
|
2 |
2 |
|
1 |
|
Ответ:
.
б) 
Разлагаем по основной теореме арифметики либо используем таблицу степеней.
|
625 |
5 |
|
125 |
5 |
|
25 |
5 |
|
5 |
5 |
|
1 |
|
Ответ:
.
в)
Разлагаем по основной теореме арифметики либо используем таблицу степеней.
|
343 |
7 |
|
49 |
7 |
|
7 |
7 |
|
1 |
|
Ответ:
.
г)
Разлагаем по основной теореме арифметики либо используем таблицу степеней. Видим, что
делится на 3, так как сумма цифр 18 делится на 3.
|
|
3 |
|
243 |
3 |
|
81 |
3 |
|
27 |
3 |
|
9 |
3 |
|
3 |
3 |
|
1 |
|
Ответ:
.
7. Решение задач на вычисление
Задача: Вычислить.
а) 
б) 
8. Решение задач на разложение чисел
Задача: Представить в виде куба некоторого числа.
а) 125.
. Значит,
.
Ответ: 
б)
. Значит,
.
Ответ: 
в) 
. Значит,
.
Ответ:
.
9. Подведение итогов урока
Итак, мы рассмотрели таблицу основных степеней, правило ее формирования и использование в различных типовых задачах.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/7-klass/stepen-s-naturalnym-pokazatelem-i-eyo-svojstva/tablitsa-osnovnyh-stepeney?konspekt&chapter_id=2
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=mRYXKA9wqk4



























