10 класс. Алгебра. Производная. Применение производной к исследованию функции.

10 класс. Алгебра. Производная. Применение производной к исследованию функции.

Если существует производная функции в интервале (a,b) и в данном интервале....

Комментарии преподавателя

Ис­сле­до­ва­ние функ­ции  и со­пут­ству­ю­щие за­да­чи

 1. Исследование графика функции без производной

Дано: .

Надо ис­сле­до­вать эту функ­цию, по­стро­ить гра­фик, найти про­ме­жут­ки мо­но­тон­но­сти, мак­си­му­мы ми­ни­му­мы и какие за­да­чи со­пут­ству­ют зна­нию об этой функ­ции.

Сна­ча­ла пол­но­стью вос­поль­зу­ем­ся той ин­фор­ма­ци­ей, ко­то­рая дает функ­ция без про­из­вод­ной.

1. Най­дем ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства функ­ции и по­стро­им эскиз гра­фи­ка функ­ции:

1) Най­дем  .

2) Корни функ­ции: , от­сю­да 

3) Ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства функ­ции (см. рис.1):

Рис. 1. Ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства функ­ции.

Те­перь знаем, что на про­ме­жут­ке  и  гра­фик на­хо­дит­ся над ось Х, на про­ме­жут­ке  - под осью Х.

2. По­стро­им гра­фик в окрест­но­сти каж­до­го корня (см. рис.2).

Рис. 2. Гра­фик функ­ции в окрест­но­сти корня.

3. По­стро­им гра­фик функ­ции в окрест­но­сти каж­дой точки раз­ры­ва об­ла­сти опре­де­ле­ния. Об­ласть опре­де­ле­ния раз­ры­ва­ет­ся в точке . Если зна­че­ние  близ­ко к точке , то зна­че­ние функ­ции стре­мит­ся к  (см. рис.3).

Рис. 3. Гра­фик функ­ции в окрест­но­сти точки раз­ры­ва.

4. Опре­де­лим, как ведет гра­фик в окрест­но­сти бес­ко­неч­но уда­лен­ных точек:

За­пи­шем с по­мо­щью пре­де­лов

. Важно, что при очень боль­ших , функ­ция почти не от­ли­ча­ет­ся от еди­ни­цы.

 2. Исследование графика функции с помощью производной

Най­дем про­из­вод­ную, ин­тер­ва­лы ее зна­ко­по­сто­ян­ства и они будут ин­тер­ва­ла­ми мо­но­тон­но­сти для функ­ции, най­дем те точки, в ко­то­рых про­из­вод­ная равна нулю, и вы­яс­ним, где точка мак­си­му­ма, где точка ми­ни­му­ма.

От­сю­да, . Эти точки яв­ля­ют­ся внут­рен­ни­ми точ­ка­ми об­ла­сти опре­де­ле­ния. Вы­яс­ним, какой знак про­из­вод­ной на ин­тер­ва­лах, и какая из этих точек яв­ля­ет­ся точ­кой мак­си­му­ма, а какая - точ­кой ми­ни­му­ма (см. рис.4).

Рис. 4. Ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства про­из­вод­ной.

Из рис. 4 видно, что точка  - точка ми­ни­му­ма, точка  - точка мак­си­му­ма. Зна­че­ние функ­ции в точке  равно . Зна­че­ние функ­ции в точке  равно 4. Те­перь по­стро­им гра­фик функ­ции (см. рис.5).

Рис. 5. Гра­фик функ­ции .

Таким об­ра­зом, по­стро­и­ли гра­фик функ­ции. Опи­шем его. За­пи­шем ин­тер­ва­лы, на ко­то­рых функ­ция мо­но­тон­но убы­ва­ет:  - это те ин­тер­ва­лы, где про­из­вод­ная от­ри­ца­тель­на. Функ­ция мо­но­тон­но воз­рас­та­ет на ин­тер­ва­лах  и  - точка ми­ни­му­ма,  - точка мак­си­му­ма.

 3. Сопутствующие задачи

За­да­ча.

Найти число кор­ней урав­не­ния  в за­ви­си­мо­сти от зна­че­ний па­ра­мет­ра.

Ре­ше­ние.

1. По­стро­ить гра­фик функ­ции. Гра­фик этой функ­ции по­стро­ен выше (см. рис.5).

2. Рас­сечь гра­фик се­мей­ством пря­мых  и вы­пи­сать ответ (см. рис.6).

Рис. 6. Пе­ре­се­че­ние гра­фи­ка функ­ции с пря­мы­ми .

Ответ:

1) При  - одно ре­ше­ние.

2) При  - два ре­ше­ния.

3) При  - три ре­ше­ния.

4) При  - два ре­ше­ния.

5) При  - три ре­ше­ния.

6) При  - два ре­ше­ния.

7) При  - одно ре­ше­ние.

 4. Итог урока

Таким об­ра­зом, ре­ши­ли одну из важ­ных задач, а имен­но, на­хож­де­ние числа ре­ше­ний урав­не­ния в за­ви­си­мо­сти от па­ра­мет­ра . Могут быть раз­ные част­ные слу­чаи, на­при­мер, при каком  будет одно ре­ше­ние или два ре­ше­ния, или три ре­ше­ния. За­ме­тим, что эти част­ные слу­чаи, все от­ве­ты на эти част­ные слу­чаи со­дер­жат­ся в общем от­ве­те.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass/proizvodnaya/issledovanie-funktsii-y-x-sup-3-sup-4-247-x-1-sup-3-sup-i-soputstvuyuschie-zadachi

http://www.youtube.com/watch?v=dU0kgE-XKV0

http://www.youtube.com/watch?v=Ig81GEJE2YI

http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/10/10_a_mord_baz.pdf

http://vklasse.org/10-klass/reshebniki/algebra/ag-mordkovich-2009-zadachnik

http://ege-ok.ru/2013/11/12/issledovanie-funktsii-i-postroenie-grafika

 

Файлы