9 класс. Геометрия. Длина окружности и площадь круга. Правильный многоугольник.
9 класс. Геометрия. Длина окружности и площадь круга. Правильный многоугольник.
Комментарии преподавателя
Определение правильного многоугольника
Правильным многоугольником называется такой выпуклый многоугольник, у которого равны все стороны и равны все углы.
Вот фрагмент правильного n-угольника:
– сторона,
– длина этой стороны,
– угол (рис. 1). Все стороны равны, и все углы тоже равны:


Рис. 1. Выпуклый многоугольник
Такой выпуклый n-угольник называется правильным.
Особенности правильного многоугольника
У правильного n-угольника есть важные особенности.
1. Серединные перпендикуляры всех сторон пересекаются в одной точке (
), в центре описанной окружности, радиусом окружности является отрезок
;
и т. д.
2. Все биссектрисы всех внутренних углов пересекаются в одной точке
. Значит, в n-угольник можно вписать окружность,
– середины сторон, это точки касания,
– это радиус вписанной окружности.
Итак, есть описанная окружность и есть вписанная окружность, центр один и тот же (точка
), эта точка называется центром правильного n-угольника, а радиусы
являются важными элементами этого -угольника(рис. 2).
Далее отметим, что имеем равенство треугольников
,
и т. д.
Если мы зафиксируем
, то важнейшими элементами n-угольника являются: длина стороны (
); длина радиуса описанной окружности (
); длина радиуса вписанной окружности (
); периметр (
); площадь (
. Первые 4 элемента линейные. При заданном
любой из линейных элементов однозначно задает n-угольник, а значит, и все его основные элементы.

Рис. 2. Правильный многоугольник с описанной и вписанной окружностями







Задача 1, вычисление элементов правильного n – угольника через радиус описанной окружности
Зададим
(рис. 3), требуется найти все остальные элементы (
), заметим, что
у нас – фиксированное число.

Рис. 3. Элементы многоугольника
Решение
Решение основано на треугольнике
.
– это центр n-угольника, центр вписанной и описанной окружности;
– это вершина, она лежит на описанной окружности, значит,
– это и есть радиус.
– это половина стороны, потому что точка
– это точка касания с вписанной окружностью.
Важно, что мы знаем
(∠
, а
– половина этого угла).
– радиус описанной окружности;
– радиус вписанной окружности;
– половина стороны.
Если нам дан радиус, то, по существу, нам необходимо решить прямоугольный треугольник, в котором дана гипотенуза (
) и острый угол.
Чтобы найти катет (
), необходимо гипотенузу (
) умножить на синус противолежащего угла (
):





Задача решена, методика решения остальных задач такая же.
Задача 2, вычисление элементов правильного n – угольника через длину стороны
Дано: 
Найти: 
Решение
Решение основано на
.
Находим
(рис. 4),
– гипотенуза, чтобы найти гипотенузу, необходимо катет разделить на синус противолежащего угла.

Находим
(рис. 4),
– катет, чтобы найти катет через другой катет, необходимо этот другой катет умножить на котангенс прилежащего угла:

Осталось найти
:




Рис. 4. Радиусы описанной и вписанной окружностей
Задача решена.
Задача 3, для площади правильного n – угольника
Дано: 
Найти: 
Решение

– это периметр (
)

Ответ:
.
Частные случаи
Задача 4, для правильного треугольника
Важнейшим частным случаем является правильный треугольник.
Задача 4
Первый способ
Дано:
; 
Найти: 
Решение




Задача решена.
Второй способ

Рис. 5. Радиусы описанной и вписанной окружности

Рисунок 6. 

Чтобы найти катет (
) (рис. 5), необходимо гипотенузу умножить на
:

Катет, лежащий против угла в
, равен половине гипотенузы:

Чтобы найти катет, нужно гипотенузу умножить на
:


Задача решена.
Вывод
Мы познакомились с понятием «правильный многоугольник», узнали, каковы его элементы, и вывели формулы для их вычисления, решили типовые задачи, рассмотрели задачи частного случая.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/geometry/9-klass/dlina-okruzhnosti-i-ploschad-kruga/formuly-dlya-vychisleniya-ploschadi-pravilnogo-mnogougolnika-i-ego-elementov
http://www.youtube.com/watch?v=TAmBVKeI5ZE
http://www.youtube.com/watch?v=Oik0JXdJi5k
http://www.youtube.com/watch?v=dOU16EZseKg
http://www.youtube.com/watch?v=ttLqGlrzYQY
http://istudy.su/wp-content/uploads/2015/10/8_%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C-%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_1.jpg
http://gdz-matem.ru/9class/329-121-pravilnye-mnogougolniki.html
http://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2012/4/1/1_5254fef0242275254fef024266.jpg
http://sneg.audio/show/%D1%88%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D1%8B-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8