Информатика по новым стандартам

Информатика по новым стандартам

Комментарии преподавателя

Добрый день уважаемые коллеги, с вами снова я, Наиль Загидуллин. Мы продолжаем курс информатика по новым стандартам. Сегодня у нас занятие № 4.   В предыдущих занятиях мы рассматривали теорию, сегодня перейдём к практике.

Я не буду подробно останавливаться на структуре урока, все нужные файлы, прикреплены к этому занятию.

Небольшое отступление. В одном большом зале собрали представителей разных профессий, и задали им такой вопрос: какая профессия самая сложная, непрестижная и малооплачиваемая? Тут же встает учитель и говорит – зато у нас отпуск длинный…. Да, к сожалению, наша профессия в нашей стране не пользуется популярностью. Есть такое выражение – если нет дороги, то иди в педагоги. В педуниверситетах недобор, идут туда, в основном,  низкобальники.  Пока образование в нашем государстве не будет приоритетной политикой и не станет национальной идеей, как это происходит в Финляндии, то вряд ли что-то изменится. Но не нужно отчаиваться. Я считаю, что наша профессия самая блатная. Идете вы, к примеру, в больницу – там ваша ученица, заходите в администрацию -  приём ведет ваш ученик, приглашаете в дом мастера -  а он у вас учился. Чем дольше вы работаете, тем больше блатных отношений. Везде ваши бывшие ученики вас встречают с улыбкой и теплым взглядом.  Ради этого стоит работать. Главное, отдаваться своей работе всей душой и сердцем, любить детей, несмотря ни на что, все это потом вернется сундуком положительных эмоций.

Сегодня рассмотрим пример урока информатики по ФГОС в 11-м классе. Тип урока: Урок прохождения новой темы. Тема урока: История развития ВТ

«Я хочу!»

Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии. Первое что нам нужно, это создать положительную мотивацию – «Я хочу». Вот они, почти двухметровые дылды, заваливаются в кабинет и сразу хватаются за телефоны и айфоны. Начинают бурно выяснять «кому сегодня вытирать доску». Ладно, если это второй или третий урок в среду, а если пятый и в субботу?  Им бы подремать или погулять на улице, а тут алгоритмы и схемы, черт бы их побрал.

Можно на это не обращать внимания, пару раз подать хорошо отработанный годами голос, пригрозить двойкой  и начать урок. В 11 классе дисциплину особо не нарушают, они больше спят на уроке, но от этого не легче. Вы включаете проектор, запускаете презентацию и начинаете рассказ. Минут 20 все сидят и типа слушают. Хорошо, если тема интересная, а если это формализация и системный анализ? Полусонная аудитория 90% информации пропустит мимо ушей. А учителю до балды, сами виноваты, взрослые уже, надо было внимательно слушать, вот завтра будет тест, посмотрим.

Как заинтересовать?

Вы можете найти очень классное видео, например, на сайте видеоуроки или скачать отличную презентацию, но все это не то. Простая передача знаний уже не современно, ученик при желании, если это ему надо, и сам может открыть нужный сайт и все прочитать, зачем ему учитель как транслятор знаний. Начните урок с проблемы. Вот пример: Странник, находясь в пустыне, насчитал 543 скорпиона. Как ему запомнить это число, если у него нет ничего кроме набедренной повязки?

«Я могу!»

Это необычный вопрос, в интернете ответа на него нет. Некоторые дети начинают высказывать различные версии, им станет смешно, когда они представят странника в одной лишь набедренной повязке. Класс оживился, аудитория теперь ваша. Хвалите детей, за оригинальные идеи и ответы. Удивляйтесь их сообразительности, искренне восхищайтесь ими, смейтесь вместе с ними от души, шутите, учитель должен быть немного артистом, главное не переусердствовать и не превратиться в клоуна.

Дети разные у одних самооценка высокая  у других наоборот. Самоуверенных надо подтрунивать, убеждая их в том, что не на них одних свет клином сошелся. А вот стеснительных и закомплексованных детей надо поддерживать. Дети молчат, потому что боятся быть осмеянными или считают что их ответ ошибочный. Ну и пусть смеются, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. Вселяйте им уверенность «Я могу!» Проводя подобные беседы, вы повышаете их личностные качества, быть раскованными и публичными или наоборот более скромными. Учитель он ещё и психолог.  Пусть пол урока пройдет в беседе с детьми, ничего страшного, у них развиваются коммуникативые навыки.

В конце концов, приходим к выводу, что с помощью веревки можно изобразить не очень большие целые числа, завязывая узелки, именно так и делали древние люди.

А как считали в 10 веке, в 15 веке и т. д. Какими устройствами пользовались?

Совместно приходим к цели урока изучение истории  развития ВТ. Если вы посмотрите презентацию урока, то тема урока стоит - вторым слайдом. На первом – проблемная ситуация.

Веревки, бирки и зарубки – это первые счетные устройства домеханического этапа развития ВТ. 

Красивые картинки на слайдах это хорошо, но будет лучше, если вы дадите детям что-то пощупать. Принесите на урок счеты, те самые, которыми пользовались продавцы магазинов вплоть до окончания 20 века. Их ещё можно отыскать, а дети, про них уже и не знают, наверное. Дайте им задание, как изобразить число 257 с помощью костяшек на спице или дайте задание посложнее,  как найти сумму или разность двух целых чисел при помощи счетов. Выполняя их, они повышают свои познавательные навыки,  т. е развивают логическое мышление.  Притащите на урок логарифмическую линейку, наверняка где-то завалялась в коморке, один старый преподаватель в ВУЗе называл её атомным калькулятором, с этой штукой многие годы пользовались инженеры до появления калькуляторов. Если сможете, попросите в музее арифмометр, покажите им дискету и старые магнитные кассеты. Вот такое живое общение стоит многих великолепно отснятых видеоуроков. В городах ученики могут посетить музеи ВТ. Если вы пойдете на экскурсию в музей, то этот урок дети никогда не забудут. Дети все увидят своими глазами и, слушая интересный рассказ экскурсовода, на всю жизнь запомнят эти устройства и смогут вам воспроизвести на следующем уроке пройденную тему. Возможно, что некоторые дети заинтересуются и захотят побольше о них узнать и будут сами читать дополнительную литературу.

Практическая работа

Если нет возможности сходить в музей, то в практической работе к этой теме предлагается посетить виртуальный музей ВТ. Заинтригуйте детей. Поставьте перед ними проблему, выяснить, кто, когда и где придумал первое вычислительное устройство или другой вариант вопроса кто, когда и где придумал первую ЭВМ?

Вопрос кажется простым. Но блуждая по интернету, дети столкнутся с множеством вариантов ответов, а какой из  них правильный, непонятно. Далее, они приходят к выводу, что вопрос не точный. В вопросе не уточняется, это первое механическое, домеханическое, электронно-механическое или электронное вычислительное устройство? Кто придумал первый компьютер, также нуждается в детализации: механический, релейный, на лампах, отечественный, персональный и т. д. В общем, им придется дать полный развёрнутый ответ.  Кто правильно, грамотно и полно ответит на вопрос – заработает 5. Дети могут искать информацию в интернете, а ответы свои отправлять учителю различными способами: на ящик, на страницу вконтаке, в комментариях к блогу или через гугл-формы. О технологиях обратной связи мы еще поговорим на одном из занятий.

Если класс сильный и мотивированный к учебе, то можно предложить более сложные задания, например:

Прочитайте задание и ответьте на вопрос.

Отец его по роду службы часто занимался утомительными расчётами, сын также помогал ему в распределении податей, пошлин и налогов. Столкнувшись с традиционными способами вычислений и, находя их неудобными, он задумал создать вычислительное устройство, которое могло бы помочь упростить расчёты. Изобретённый им принцип связанных колёс почти на три столетия стал основой создания большинства арифмометров. О ком идёт речь?

Можно предложить задания с использованием сервисов web 2.0.,   например, создание ментальной карты. Можно желающим дать творческие задания, написать эссе на тему, создать виртуальную стенгазету и т. д.

Можно провести урок и без компьютеров, раздав задания(см. в приложенном файле -конспект урока). Ученики выполняют задания, работая с учебником. Учитель в это время ходит между рядами и просматривает решения, взбадривая и похваливая.

Применение различных методик и форм на уроке

Можно работать с опорными конспектами. Распечатайте и раздайте их детям или вместе нарисуйте.

Можно провести урок по методу: работа в парах или группах. В этом случае у детей развиваются коммуникативные навыки.

Не забываем о воспитательной части урока. Нужно напомнить детям о бережном отношении к своему здоровью и компьютерной технике. Периодически подправляйте осанку детей, чтобы компьютерные стулья были правильно отрегулированы под их рост. Не допускайте переутомления глаз и мышц шеи, предплечий и кисти. Если ученик плохо себя чувствует и не хочет садиться за компьютер(бывает и такое), то он может выполнить задание в тетради, работая с учебником.

Если вы не успели изложить весь материал, это не страшно, главное пробудить интерес, остальное дети прочитают дома сами.

Рефлексия

С помощью обратной связи ученики могут ответить на вопросы. Интересен ли был урок?  Полезен ли был урок?  Какую оценку вы себе поставите? Опрос можно произвести, раздав карточки, но лучше, если это будет электронная форма, с последующей выдачей диаграмм.

пример урока на блоге

Файлы