Изучаем биологию

Изучаем биологию

Плоды

Дробный распадающийся многогнездный плод у моркови

Комментарии преподавателя

Плод - это генеративный орган, развивающийся на месте цветка.

Плоды образуются из завязей пестика.

Плодом называется образование, в которое входят семяпочка, а также другие элементы пестика — столбик и завязь. Понятие «семя» означает образование, возникшее только из самой семяпочки. Плоды многих злаков — зерновки и семянка подсолнечника являются истинными плодами. Кроме истинных плодов, существуют также «ложные плоды». В их образовании принимают участие цветоложе, цветковые пленки и другие части цветка

Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, называются околоплодником.Внутри плода находятся семена. Они сформировались

из семязачатков, которые располагались в завязи пестика.   Итак, плод состоит из околоплодника и семян (или семени).    По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

По характеру околоплодники раздичают сочные и сухие плоды.

Сочные плоды

1. Ягода - сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена.

Примеры: плоды смородины, клюквы, черники, томатов ...

2. Костянка - сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника - косточкой, внутри которой находится одно семя.

Примеры: плоды вишни, сливы, абрикоса, черемухи...

3. Яблоко - наружная часть околоплодника сочная, мясистая, внутренняя кожистая - пленочки, которые защищают семена

Примеры: плоды яблони, груши, рябины, боярышника.

4. Померанец - околоплодник толстый кожистый, имеет три слоя: наружный железистый желто-оранжевого цвета, средний слой - белый волокнистый, внутренний слой сочный, окруженный пленочками.

Примеры: плоды апельсина, лимона, памелы, лайма..

5. Тыквина - сочный многосемянный плод. Наружный слой околоплодника плотный, а внутренние слои - мягкие и сочные.    Примеры: плод арбуза, тыквы, кабачка, дыня, арбуз…   Встречаются и другие виды сочных плодов.

6. Цинородия. Многоорешек в вогнутом бокаловидной формы  разросшемся при созревании цветоложе. Примеры: шиповник.




СУХИЕ ПЛОДЫ

Сухие плоды бывают раскрывающимися и нераскрывающимися. К раскрывающимся плодам можно отнести: 

1. боб — многосеменной плод, растрескивающийся при созревании по швам, обычно этот тип плода характерен для бобовых культур;

2. стручок — многосеменной плод, раскрывающийся как и боб по обоим швам. Внутри стручка имеется перегородка, к которой прикрепляются с обеих сторон семена (характерен для семейства Крестоцветных);

3. коробочка — многосеменной плод с раскрывающейся крышечкой со створками или же коробочка с дырочками, через которые высыпаются семена.

К нераскрывающимся плодам относятся:

1. зерновка — односеменной плод с плотно сросшимися плодовыми и семенными оболочками (пшеница, рожь и др.);

2. семянка — односеменной плод с отделенной от семенной плодовой оболочкой (подсолнечник, сафлор);

3. орех (орешек) — односеменной плод с очень твердой, не сросшейся с семенной, плодовой одревесневшей оболочкой (клещевина).

4. Желудь сухой односемянный плод с кожистым околоплодником.

Крылатка (двукрылатка). Многогнездный плод с кожистым околоплодником, имеющим выросты. примеры: вяз, береза, клен, ясень.

Вислоплодник. Дробный распадающийся многогнездный плод. Примеры: морковь, укроп, сельдерей.

Существует несколько классификаций сухих плодов и семян, наиболее важные — по химическому составу и по ботаническим признакам, а также товарная. По химическому составу плоды и семена можно разделить на четыре группы:

1) плоды, богатые углеводами (крахмалом), к ним относят плоды злаков и гречихи;

2) семена бобовых культур, богатые белками;

3) плоды и семена масличных растений, богатые жиром;

4) семена и плоды эфиромасличных растений, богатые как жиром, так и эфирными маслами. Ботанические, биологические и морфологические признаки сухих плодов и семян различных видов и родов культурных растений используются в товарной классификации. В ней объединяются наименования плодов и семян, в зависимости от их технологических и пищевых свойств, в соответствующие качественные группы.




Выполните упражнение


Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.