4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Марина Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Марина Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь.

Марина   Цветаева  "Наши царства".

Введение

                  http://festival.1september.ru/articles/577854/pril4.jpg

 Знакомство с творчеством  Марины Цветаевой.

– Написала стихи Марина Ивановна Цветаева. А начиналось всё так…
Осенью 1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» – стихи, написанные в 15–17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше). 
Первая книга Марины Цветаевой появилась в то время, которое принято называть серебряным веком русской поэзии. Недостатка в талантах тогда не ощущалось. Тем не менее, на сборник Цветаевой откликнулись многие  русские поэты. «Вечерний альбом» поражал, прежде всего, искренностью, отсутствием каких-либо литературных влияний – случай для начинающего поэта почти уникальный. Через два года выходит второй сборник стихов юной поэтессы «Волшебный фонарь», посвящённый её мужу Сергею Эфрону. 
Вскоре после «Вечернего альбома» её стихи появляются в поэтических сборниках, рядом со стихами известных поэтов. Один из наиболее известных и уважаемых журналов того времени – «Северные записки» – публикует её стихи с 1915 года. Она часто выступает на литературных вечерах. Счастлива Марина Цветаева и в личной жизни (в сентябре 1912 года у неё родилась дочь Ариадна), у неё много друзей, она не знает никаких трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые её стихи. Но поскорее всё напечатать она не стремится. Цикл «Юношеские стихи», написанный в 1913–1915 годах, не был опубликован в то время. В стихах того времени Цветаева откровенно любуется собой. Но во многих её стихах присутствует и другая тема – тема смерти. «Юношеские стихи» плавны и напевны, они легко запоминаются и легко поются. Стихи, написанные годом позже (1916 г.), во многом отличаются от «Юношеских стихов», большинство литературоведов справедливо считают именно этот год годом зрелости цветаевского таланта. Почти исчезло прежнее кокетство, любование собой, появились новые интересы, новые заботы. В этот год она пишет стихотворение, возможно, самое сильное из всех, что были созданы в те годы (шла первая мировая война) русскими поэтами – противниками войны. В её стихах появляются солдаты, бабы, нищие. Зазвучали в стихотворениях Марины Цветаевой интонации и приёмы русского фольклора. В этот же год ею был написан и цикл «Стихи к Блоку», в голосе Цветаевой появляются доселе ей несвойственные благоговейные ноты. 
Годы гражданской войны становятся одним из тяжелейших испытаний в жизни Марины Цветаевой. Муж в армии, она одна в Москве с двумя маленькими детьми (весной 1917 года родилась дочь Ирина) безо всяких средств к существованию. Зачастую им нечего есть, от голода умирает её младшая дочь. Но и в это трудное время М. Цветаева не перестаёт быть поэтом, «все стены исчёрканы строчками стихов». В это страшное время написаны сотни стихов, поэма «На Красном Коне», поэмы-сказки, шесть пьес (ни одна из пьес при жизни Марины Цветаевой не была поставлена), тома дневников. 
В мае 1922 года она с дочерью приезжает в Берлин, где после 5-летней разлуки встречается с мужем, а через несколько месяцев они переезжают в Чехию. Здесь стихи Марины Цветаевой зазвучали с новой силой, но как не похожи они на те, что писала юная Марина. Через некоторое время у неё рождается сын Георгий. «Он не должен страдать от того, что я пишу стихи, – пусть лучше стихи страдают!» – это было сказано, когда  сыну было 4 года. Так она будет относиться к нему до последнего своего вздоха. Каждый свой свободный час она использует для работы, но именно свободный. Теперь она пишет не только и не столько лирические стихи 
(за них мало платят), основное место в её творчестве начинают занимать поэмы и проза. (В собрании сочинений М. И. Цветаевой её проза занимает два больших тома. Вся её проза (как и вся поэзия) – дневник души автора. Значительная часть прозы Марины Цветаевой посвящена её родителям.) 
В эмиграции (после Чехии она живёт во Франции) ей жилось тяжело: дом и маленький ребёнок целиком на её руках, вечное безденежье. В 1937 году она вслед за мужем и дочерью возвращается в Россию. Жили они в подмосковном посёлке Болшево. Но через 2 месяца после приезда Марины Ивановны её мужа и дочь арестовывают, их подвергают страшным пыткам, а ещё через 2 месяца Сергея Яковлевича расстреливают, а дочь ещё целых 16 лет будет томиться в лагерях. 
Марине Ивановне надо было одной растить подростка сына, платить за жильё, носить передачи в тюрьму. Она жила на копеечные гонорары за переводы, сама практически не писала. 
Через два месяца после начала Отечественной войны М. И. Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу – маленький городок в Татарии. А через несколько дней она покончила с собой. «Попала в тупик» – так она объяснила своё самоубийство в предсмертном письме к сыну. Её сын Георгий Эфрон погиб на фронте летом 1944 года. 
Марина Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылись многие её печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное ещё в счастливые дни юности:
Моим стихам, как драгоценным винам, 
Настанет свой черёд.

– Сегодня мы познакомимся с одним из ее стихотворений  «Наши царства»

Чтение с комментированием

  • Кому принадлежат владенья? (Двум девочкам, автору и ее сестре)
  • Какое время года здесь описывает поэтесса? (Лето: ...и воздух летний свеж...)
  • Какое время суток описывает в стихотворении Цветаева? (...Пока еще в постели  Все старшие...Но день прошел, и снова феи – дети, Которых ждут и шаг которых тих… )

      http://img-fotki.yandex.ru/get/9062/152124108.f1/0_bc621_34179b41_XXL.jpg

– Прочитайте первую строфу. 
– О каком уголке идет речь?
– Это место существовало на самом деле или это выдуманный автором уголок? 
Действительно, у Марины и ее любимой младшей сестры Анастасии, о которых и идет речь в стихотворении, такие царства были на самом деле. Девочки туда бежали с радостью. Автор упоминает о волшебстве этого места, которое становится царством с приходом девочек. Здесь они наслаждаются природой, отдыхают душой. 

       ...Лежим в траве и смотримкак сквозь ветки    Белеет облачко в выси небес...

             http://www.anypics.ru/pic/201211/2560x1600/anypics.ru-51067.jpg    
– Как взрослые реагируют на девочек?  (...но большие (странно!)  Двух диких девочек лишь видят в нас. ...)
– О каком периоде своей жизни рассказывает М.Цветаева? ( Детство)
– Охарактеризуйте этот период. ( Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга.

Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки).

– Прочитайте четвертую строфу и найдите фразу

Нам хорошо. Пока еще в постели 
Все старшие, и воздух летний свеж, 
Бежим к себе. Деревья нам качели, 
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

– Прочитайте последнее четверостишие.

Но день прошел, и снова феи – дети, 
Которых ждут и шаг которых тих… 
Ах, этот мир и счастье быть на свете 
Ещё невзрослый передаст ли стих? 


– Что происходит с феями к концу дня?  (..феи – дети...)

– Какие интонации необходимо передать при чтении стихотворения? (Восторг, восхищение, игривость, наслаждение, недоумение, сожаления, свободолюбие…)

Итоги

Продолжили знакомство с фактами биографии Марины Ивановны Цветаевой. Читали и анализировали ее стихотворение "Наши царства".

ИСТОЧНИК

http://festival.1september.ru/articles/647157/

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/tsvetaeva/

http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3

http://vikent.ru/enc/5082/

 

Файлы