4 класс. Чтение. Родина. Анатолий Жигулин "О, Родина! В неярком блеске".

4 класс. Чтение. Родина. Анатолий Жигулин "О, Родина! В неярком блеске".

Комментарии преподавателя

Родина.

Анатолий Жигулин "О, Родина! В неярком блеске".

Введение

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

 

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

                                               В.Степанов

- Слово родина произошло от древнего слова  poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.

Родители отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич — родственник, член рода.

Родня родственники.

Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.   

Родина  —  это и отечество,  страна,  и место рождения человека.

Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

 Народная мудрость о Родине

  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Жить – родине служить.
  • Человек без родины что соловей без песни.

Далеко от родины

Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под паль­мой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.

Об авторе

http://www.studia-vasin.ru/media/k2/items/cache/ddfd8772d2ae484b79556a5a46a1d42a_L.jpg

Жигулин Анатолий Владимирович (1.01.1930—6.08.2000), поэт. Родился в Воронеже в крестьянской семье. Отец работал почтовым служащим и страдал открытой формой чахотки. Поэтому детьми (их кроме Анатолия в семье было ещё двое — младшие брат и сестра) занималась в основном мать. Она любила поэзию и часто читала детям стихи. В 1949 Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за участие в подпольной организации; до 1954 включительно находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу Тайшет — Братск, работал на золотых и урановых рудниках.

Образ России — один из главных в поэзии Жигулина. 

Чтение с комментированием

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор? (к Родине)

- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески)

- Что такое пролески, перелески? (Пролески - цветы, расцветающие самыми первыми весной; перелески -  несплошной, прогалистый лес.)

                       Пролески.   http://www.proza.ru/pics/2015/04/04/635.jpg

                Перелесок.  http://портал1.рф/wp-content/uploads/

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

(в ней говорится о том, что  любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

                       http://www.playcast.ru/uploads/2013/05/07/5321717.jpg

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

                            http://fotoalbom.ucoz.ru/_ph/205/236574260.jpg

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)

- Жнивьё – это поле, где срезанные стебли злаков, оставшиеся на корню после жатвы.

                            http://www.graycell.ru/picture/big/sternya.jpg

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление)

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Анатолия Владимировича Жигулина. Читали и анализировали его стихотворение "О, Родина! В неярком блеске", в котором автор выражает  любовь к родным местам, к родной природе.

ИСТОЧНИК

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/anatoliy_zhigulin/index1.html

https://www.youtube.com/watch?v=Xv9_cXNUXRY

https://ds03.infourok.ru/uploads/doc/0f73/00000f72-67fb3874.ppt

http://readly.ru/author/21590/

 

Файлы