4 класс. Чтение. Литературные сказки. Сергей Тимофеевич Аксаков "Аленький цветочек".

4 класс. Чтение. Литературные сказки. Сергей Тимофеевич Аксаков "Аленький цветочек".

Комментарии преподавателя

 

Литературные сказки.

Сергей Тимофеевич Аксаков "Аленький цветочек".

Введение

Рассказ о писателе

                        http://onoranze.ru/rpg/WebPict/fullpic/0123-065.jpg

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцателя Аксакова. После обуче­ния в Казанском университете он поступил на службу в Пе­тербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русско­го слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против новой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков на­чал печатать свои переводы и небольшие рассказы.

2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О.С. Заплатиной и уехал в свое заволжское имение — деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец — Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребенку, что заменил ему няню. Главным содержанием жизни семьи было стремле­ние соответствовать высокому христианскому идеалу и про­поведь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова — Иван — так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомуд­ренность... отвращение от всего грязного... суровое пренебре­жение ко всякому комфорту... правдивость... при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвы­шенному — вот отличительные свойства этой замечательной женщины».

В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инс­пектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родо­вом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писа­телю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Запис­ках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии (1852 г.). Эти «охотничьи книги» при­несли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера. На­писанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Дет­ские годы Багрова внука» (1858 г.; как приложение в это про­изведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трех поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX в. Далекий от салонно-политической борьбы 40— 50-х годов XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях му­жиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав ве­ковую умеренность помещиков в неизменности и справедли­вости крепостного уклада. Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной дей­ствительности. Правдиво показывая даже самые темные сто­роны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного по­рядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н.А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отлича­ется «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру». Несмот­ря на подобную критику дом Сергея Тимофеевича стал цент­ром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. По субботам в Абрамцеве собирались выдающиеся ученые и литераторы: Н.Ф. Павлов, Н.И. Надеждин, М.П. Погодин, СП. Шевырев, М.А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н.В. Гоголь и актер М.С. Щепкин. Дети обычно находились в об­ществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимо­понимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разде­лявших взгляды родителей.

Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.

У С.Т. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Черны­шевский, «принадлежат к числу образованнейших, благород­нейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Констан­тин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматичес­ких произведений и литературоведческих исследований.

История создания сказки.

-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.

-А вы знаете , как появилась на свет сказка  «Аленький цветочек»?

Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»

Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом , чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек».Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

                    http://sqr.fhost.ru/img/books_covers/1011450712.jpg

 Словарная работа

ИМЕНИТЫЙ — почтенный и знаменитый.

ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший

или привезенный оттуда.

НЕ ВЕДАЮ - не знаю.

ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.

ТУВАЛЕТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принад­лежностями.

ВЕНЕЦ — 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение чего-нибудь как награда за тру­ды, старания; 3) драгоценный головной убор, корона.

 САМОЦВЕТНЫЙ - о драгоценных или полудраго­ценных минералах, поделочных камнях.

САЖЕНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).

БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, чест­ный.

ДОПОДЛИННЫЙ - (разг.) точный, верный.

СХОДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.

КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-ко­лоду — делать что-

нибудь кое-как, плохо).

ПОЧИТАЙ - 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводи, слово) пожалуй что, вероятно.

ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самосто­ятельности.)

ЧЕРТОГ — (устар.) пышное, великолепное помеще­ние или здание, дворец.

ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.

УТЕШАЛСЯ - радовался.

ВО ЕДИНОЕ ОКА МГНОВЕНИЕ - очень быстро.

 ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.

ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для выши­вания. («Повскакали

дочери из-за пялец своих...»)

 ПОЧАЛИ — начали, стали.

ЛЕБЕЗИТЬ — заискивать, угодничать.

«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» -скажу завтра.

РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться.

 ЗАУТРА — завтра утром.

ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой.

ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье.

ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — зо­лото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.

ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - (устар.) спать легла.

«ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ - БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» -средних лет.

«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - никог­да не услышишь.

НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ - неусып­ный — не теряющий бдительности.

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - слуги, дворовые.

Чтение с комментированием

-Что вы узнали о семье купца? -Что можете сказать о самом купце? (Что он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.)

-Какие подарки попросили сестры? ( ...Старшая дочь поклонилась отцу в ноги, да и говорит ему первая: «Государь ты мой батюшка родимый! ...привези ты мне золотой венец из камениев самоцветныих, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от них светло в темную ночь, как среди дня белого». ...  дочь середняя и говорит: «....привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася»...  меньшая дочь и говорит таково слово: "...привези ты мне аленькой цветочик, которого бы не было краше на белом свете». ...)

http://aria-art.ru/0/A/Aksakov%20S.%20Alen'kij%20cvetochek%20%28L.%20Ionova%29/5.jpg

-В какой лес попал купец?  (...бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темны леса...)

-В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство? (...стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнушко красное, индо тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал. Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды высокие, большие и малые. Входит он во дворец по лестнице, устланной кармазинным сукном, со перилами позолоченными; вошел в горницу – нет никого; в другую, в третью – нет никого, в пятую, десятую – нет никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая...)

-Как он понял, что нашел тот самый цветок, который за­казывала младшая дочь?  (...И вдруг видит он на пригорочке зеленыим цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается, подходит он ко тому цветку, запах от цветка по всему саду, ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радошным: «Вот аленькой цветочик, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая»...)

-Что случилось после того, как был сорван цветок? (...В тое ж минуту, безо всяких туч, блеснула молонья и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами, – и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудовище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом дикиим: «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедной, любимой цветок? Я хоронил его паче зеницы ока моего и всякой день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Я хозяин дворца и сада, я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать уложил, а ты эдак-то заплатил за мое добро? Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною…» ...)

-Как должен был быть наказан купец? (...разорвут тебя мои слуги верные на куски, на части мелкие...)

-Какое условие поставило чудище? Что оно хотело? (...пришлешь заместо себя одну из дочерей своих, хорошиих, пригожиих; я обиды ей никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моем. Стало скучно мне жить одному, и хочу я залучить себе товарища»...)

-Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел от­править за себя одну из дочерей? (...Думал, думал купец думу крепкую и придумал так: «Лучше мне с дочерьми повидаться, дать им свое родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не похочут, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому»...)

-Какую черту характера подчеркивает автор? (Его чест­ность. «Зверь лесной, чудо морское... и записки с него заручной не взял».)

-Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало — не потерял ли он своего богатства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)

                         http://img2.labirint.ru/books/486084/scrn_big_2.jpg

-Подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправить­ся на погибель вместо близкого вам человека? (Для этого надо очень лю­бить человека. Нести ответственность за свои поступки.)

   http://img-fotki.yandex.ru/get/6414/157060903.c0/0_a9be2_7eea3d4b_XXXL.jpg

-Какое желание появилось у девушки спустя некоторое время? (Ей захотелось увидеть хозяина.)

-Как младшая дочь оказалась дома? -Что заставило её отправиться домой? (Она увидела тревожный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)

-Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство? (Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)

-Почему старшие сёстры хотели помешать возвращению младшей в волшебный дворец? (Они ей завидовали, не желали ей счастья.)

Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.

«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»

У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.

Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.

http://www.knigograd.com.ua/images/detailed/product_detailed_image_245279_46637.jpg

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.

http://st-im.kinopoisk.ru/im/kadr/1/1/6/kinopoisk.ru-Alenkiy-tsvetochek-1161869.jpg

-Вы знаете, что обозначает алый цвет?

*Работа с «Толковый словарь» Даля.

*В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета , называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям.Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…

 -Можно ли назвать сказку«Аленький цветочек» волшебной сказкой? ( В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)

 - Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.

  1. «За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».

 2. «Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».

 3. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

 4. «Долго ли, мало ли времени».

 - Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы. ( «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».)

 - Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя. ( «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».)

 -Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.

 1. Руки белые, красавица писаная…

 2. Палаты белокаменные, сады диковинные…

 - Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

 1. «Богатство – дело наживное».

 2. «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».

 3. «От страха зуб на зуб не попадал».

 -Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке «Аленький цветочек» Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок, и, оказалось, она дорога русским детям.

Деление сказки на части

-    А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их. Полу­чим план пересказа.

1 часть

«Заказы дочерей» (до слов: «Поехал он в путь, во дорожень­ку», с. 196).

2 часть

«Два подарка нашел» (до слов: «Бродит он по тому лесу дре­мучему...», с. 196).

3 часть

«Заблудился в дремучем лесу» (до слов: «Входит он на ши­рокий двор, в ворота широкие, растворенные...», с. 197).

4  часть

«Вот он — цветочек аленький!» (до слов: «И, проговорив та­ковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 198).

5 часть

«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов: «И толь­ко честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очу­тился он в воротах своего широкого двора...», с. 200).

6  часть

«Встреча с любимыми дочерями» (до слов: «Заутра позвал к себе купец старшую дочь...», с. 202).

7 часть

«Дочери мои любимые — выручайте!» (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высо­ких, каменных...», с. 204).

   8      часть

«Жизнь девушки во дворце» (до слов: «Если ты стар чело­век — будь мне дедушка...», с. 206).

9 часть

«Покажись мне, верный друг!» (до слов: «Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купец­кая, красавица писаная», с. 207).

10 часть

«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...» (до слов: «И прошло тому немало времени...», с. 208).

11 часть

«Недобрый сон» (до слов: «Стала она заверять словами за­ветными и клятвами...», с. 209).

12часть

«Дома, с родными» (до слов: «И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить...», с. 210).

13  часть

«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв» (до слов: «Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги рез­вые...», с. 212).

14  часть

«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).

-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-ко­ролевичу избавиться от колдовства?

Обобщение

-Какова тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

- Так чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)

ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

Итоги

Познакомились с жизнью и творчеством С.Т. Акса­кова;  со сказкой  «Аленький цветочек». Учились анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль. 

ИСТОЧНИК

https://www.youtube.com/watch?v=bOX_I5lj33E

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/05/tema1_8.docx

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/05/tema1_7.docx

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/05/tema1_6.docx

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/05/tema1_5.docx

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/01/23/sergey_timofeevich_aksakov.rar

http://vsekratko.ru/biography/aksakov_s.t/

 

Файлы