4 класс. Чтение. Литературные сказки. Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце".

4 класс. Чтение. Литературные сказки. Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце".

Комментарии преподавателя

Литературные сказки.

Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце".

Введение

-Какой раздел  изучаем на уроках чтения? (литературные сказки)

-Какие произведения изучили в этой теме?(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».)

-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).

- Над каким произведением будем работать на этом занятии?  ( произведением П.П.Бажова «Серебряное копытце»)                                                  

- Сегодня мы будем говорить о героях сказа, чтобы понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Жизнь и творчество П.П.Бажова

                                          http://up-image.ru/photos/ 

Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года, в семье рабочего Сысертского завода, Петра Васильевича Бажова. Петр Васильевич работал в пудлингово-сварочном цехе , где из чугуна выплавляли железо особого качества. Славился он своим мастерством и умением. Жил Петр Васильевич со своей женой Августиной Степановной бедно, но в согласии. Когда Павел подрос, мать показала ему буквы, а потом мальчик учился  в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел и услышал в детстве и юности, в том числе и рассказы бабушки, не забывалось им никогда. От бабушки он услышал рассказы и о Медной горе, которые позже стали основой его сказов. Много сказов узнал Павел Петрович и от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко.                                               Сказы П.П.Бажова  полюбились читателям. Они издавались на многих языках. В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, удивительно чутко воплощает глубокую душу народа - труженика. Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, талант, Доброта, Трудолюбие – главные их свойства.                   Сказ «Серебряное копытце впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году.

              http://bookfinder.su/ViewImage.php?isbn=9785180011268&psfx=b

Словарная работа

Барская рукодельня – ручной труд (вышивание, вязание, шитьё)

Голбчик – приступка для выхода на печь.

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.

Похлёбка – жидкая пища, суп из картофеля или крупы.

Несподручно – неудобно, неловко.

Покосные ложки – широкие пологие овраги, поросшие травой.

Статочное ли дело – хорошее ли дело.

Приказчик – управляющий имением помещика.

Балаган – временная лёгкая деревянная постройка.

Душной – запах, идущий от животного.

Угрузнешь в снегу – утонешь в снегу.

Хризолит – драгоценный камень.

Ворочайся – возвращайся.

Работа над жанром произведения

Подумайте, почему история о Серебряном копытце – сказ, а не сказка?

- Подберите однокоренные слова

Сказ, сказка, рассказ, сказывать.

- Чем отличаются сказка, рассказ и сказ?

Сказка фольклорное или литературное произведение, с элементами вымысла и фантастики, с участием волшебных сил.

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведётся повествование. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно, в нём сочетаются жанры сказки и рассказа.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

На уроке мы должны понять, какими хотел видеть нас с вами мудрый сказочник и что ему нравилось в людях.

Чтение с комментированием

- Почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?  (Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку.)                                            

- Согласилась ли девочка идти к нему жить? Почему?   ( Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит — старик веселый да ласковый. Она и говорит:

— Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.)                                       

- Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?     (Приказчик избу Григорьеву отдал кому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. )                                   

- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?   (Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.)                                         

- Можно ли сказать, что они были счастливы?       ( Да)                                                     

- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?   (— Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.)                                                                                                             

- Почему Кокованя решил взять Дарёнку в лес?    ( Даренка тут и давай проситься: — Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду Может, Серебряное копытце близко подойдет, — я и погляжу.

Старик сперва руками замахал: — Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще! Только Даренка никак не отстает: — Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею. Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя: «Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится». Вот он и говорит: — Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.)                                                        

- Какую роль П.Бажов отводит Мурёнке? Подтвердите ваше мнение словами произведения.   (Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела.)                                                                                                           

- Как произошла  встреча Дарёнки с Серебряным копытцем? Прочитайте. (Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежитбежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.)             

- Почему Дарёнка не разрешила Коковане собрать все камни?  Какие важные слова произнесла девочка, когда дед стал собирать камушки?  Прочитайте.     (Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила: — Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим.)

- Нужно ли им было это богатство?      (Нет )                                                                          

- Может козлик им дал что-то большее, чем богатство?  Какое добро важнее?                                                                                                                                                

-  Почему же произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? (Они были добрыми и бескорыстными, не желали богатства) 

- Рассмотрите иллюстрации. К какому эпизоду они относятся. Прочитайте.

                      http://www.playing-field.ru/img/2015/051802/4323319    

(...Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку,..)

 

                     http://www.playing-field.ru/img/2015/051806/3645232  

( ...Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.

Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают...)

                         http://childdy.ru/sites/default/files/silver-kopytze.jpg  

(... Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие...)

Характеристика героев

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2907000/2906057-1276a1f00d22fda4.jpg

Заполнение таблицы

План

Дарёнка

Кокованя

Семейное положение

сирота

Одинокий

Внешность

По шестому году, маленькая, носишко пуговкой

Старик большойда бородатый

Характер

Любопытная, весёлая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту

Весёлый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

Чем занимается

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила, кукле платье сшила, любила сказки слушать.

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.  Мастер сказки сказывать.

 

-Что общего вы заметили у Коковани и Даренки?( Они одинокие, трудолюбивые, любят природу и т.д.)

-Чем заинтересовал Кокованя Даренку?( Рассказами о Серебряном копытце)

-О чем мечтали Кокованя и Даренка?( Хотели увидеть Серебряное Копытце)

-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется?( Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).

-Ценность каких качеств Павел Бажов хотел донести до читателей?( Доброта, любовь к природе, бережное отношение к семье и др.)

Ответив на вопрос «Что хотел сказать нам Бажов своим произведением?» мы определим идею текста:

а) человек должен любить животных;

б) очень важно быть скромным;

в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознаграждены.


Итоги

Познакомились с творчеством уральского  сказочника Павла Петровича Бажова. Изучили   понятие «сказ», отметили своеобразие,  необыкновенную красоту   сказов  Павла Бажова на примере его произведения   «Серебряное копытце». 

ИСТОЧНИК

https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0a00/0004d877-35b66e4a.docx

https://www.youtube.com/watch?v=5XH-fBU7BZc

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/03/pavel_petrovich_bazhov_4_kl..ppt

http://fb.ru/article/127831/uralskie-skazyi-bajova-kratkoe-soderjanie-serebryanoe-kopyittse

https://www.chitai-gorod.ru/upload/iblock/6ac/6ac990fdb5726d65bfde820f41e25c5a.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/396/54396735_Bazhov_.jpg

http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3

 

Файлы