4 класс. Чтение. Чудесный мир классики. Лев Николаевич Толстой, "Как мужик убрал камень ".

4 класс. Чтение. Чудесный мир классики. Лев Николаевич Толстой, "Как мужик убрал камень ".

Комментарии преподавателя

Чудесный мир классики.

Лев Николаевич Толстой, "Как мужик убрал камень ".

Введение

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.        

– Сегодня мы будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.

– Что такое басня?
 Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

-А что басни высмеивают ?

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

-Чему учат басни?

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

 Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков. 

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

-А откуда же к нам пришли басни?

 Немного истории

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем  этого времени является полулегендарный  Эзоп  (6 век до н.э.). .

 Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

      http://www.chitalnya.ru/upload3/105/df80059eda349a377a692a66ddcc89fa.jpg

 Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера,  изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.

Лев Николаевич Толстой тоже написал басню. И как говорил А.М. Горький: «Не зная Толстого, нельзя считать себя  знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.»

                              http://www.stihi.ru/pics/2015/12/16/2245.jpg

Послушайте запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь  определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.

                http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/120.jpg

Словарная работа                                                                                                                                       

 Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка – вымысел, изобретение.

Чтение с комментированием
Прочитайте 1 часть. (На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?)
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится? (Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей; другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.)
-Что предложил 1 инженер? (...камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его...)
-Что предложил 2 инженер? (...под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень...) 
-Как озаглавим? (Спор)
Прочитайте 3 часть. ( А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»)
-Что предложил мужик? (...«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю»...)-Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка

-В чём же мораль  басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

- Какой урок для себя вы можете извлечь?  (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения  проблемы)
Пословицы 

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

 Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
 Каков мастер, такова и работа.
 Недаром говорится, что дело мастера боится.
 Сила ломит всё, а ум силу.


Итоги

Познакомились с басней Льва Толстого "Как мужик убрал камень ". Отметили, что басни  учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это  мораль басни 

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/17/winrar_zip_archive.zip

http://download.myshared.ru/_rHUfm-FNK_8zAsOSbXKeQ/1462694858/195359.ppt

http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kakmuzhikubralkamentolstoyl

Файлы