3 класс. Чтение. Природа летом. М. Пришвин «Золотой луг».

3 класс. Чтение. Природа летом. М. Пришвин «Золотой луг».

Комментарии преподавателя

М.М. Пришвин. "Золотой луг»

 Введение

http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/caa053674c1b29a82a8bafcf62fe7e5d.JPG


        Пришвин Михаил Михайлович

                             http://7lafa.com/writers/prishvin_mm.jpg      

   Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

   Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.

   Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин

Слово об авторе.

   С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».

Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию.

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь

Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

В. Бианки писал:

“Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!”

Сегодня мы снова будем говорить о красоте природы. И в этом нам поможет рассказ  М.М. Пришвина “Золотой луг” .

- С какими произведениями М.Пришвина вы знакомы? (“Берестяная трубочка”, “Медведь”)

- О чем обычно писал М. Пришвин? В чем отличительная особенность его рассказов? (Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по- новому и т.д.

Первичное чтение текста. 

      Одуванчики.

                      http://s1.fotokto.ru/photo/full/39/394156.jpg                                                      

- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?

- Удалось ли автору поразить вас?

- Что привлекло в этом рассказе?

- Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

- Подходит ли к тексту название рассказа? (Текст повествование с элементами описания).

- Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

- В чем особенность каждой из них?

 Комментирование.

- От какого лица ведется повествование?  Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор - М. Пришвин, а рассказчик – мальчик).

- Кто был старше из братьев? Почему? (“… Он впереди, я – в пяту.”)

- Как это – идти в пяту?  (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь).

- Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел - добывание, добыча, охота на кого - нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел).

- Что такое забава? ( Забава- развлечение, игра).

- Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели? ( фукну, фукнет.)

- Как рассказчик называет одуванчики?  (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).

- Как можно озаглавить I часть?  (Постоянная забава. Цветы для забавы.)

- Почему луг был золотой?   (...от множества цветущих одуванчиков)

- Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? ( Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой»)

- Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. )

- Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?  (  ...он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.)

- С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (Пальчики на ладони)

- В чем главная мысль в этой части?  (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)

-Как можно озаглавить эту часть ?  (Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)

- Заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чем она состоит? (Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)

- Как теперь называет одуванчики рассказчик?  Как озаглавили III часть?  («Цветок моего детства».  «Один из самых интересных цветов».)

I Вступление. «Цветы для забавы».

II Основная часть. « Маленькое открытие».

III Заключение. «Цветок моего детства».Интересным одуванчик показался и карельскому писателю Юрию Линнику:

“Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка- стрелка, когда- то радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки… Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели – ювелиры. Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что- то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок воздушен. Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне - как трубочка волшебника- стеклодува, из которого выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру."


Рассказ И. Соколова – Микитова «Одуванчики».

  У больших проезжих дорог, у тропинок, в широких зеленых лугах все лето цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лучами.

  Семена одуванчика собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик, и поплывут, полетят в воздухе легкие семена.

  Весь день вслед за солнцем одуванчики поворачивают свои головки. Солнце скрылось. Одуванчики свернули свои лепестки.

  Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчиков. Всходит солнце – цветы раскрываются. В летний солнечный день золотой кажется лесная поляна.

Обобщение

Что вы узнали интересного об одуванчике?  (Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат.)

Расширение кругозора

В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков.

- А сколько пушинок к одной корзиночке?   (До 200 семян с пушинками).

- Про одуванчик сложено много стихов и загадок:

- Золотой молодой, за неделю стал седой,

- А денечка через два облысела голова.      

Носит одуванчик

желтый сарафанчик

Подрастет - нарядится

в беленькое платьице,

Пышное воздушное,

ветерку послушное.

Золотисто- желтый днем,

он зеленый вечером.

Подожди неделю –

станет белый- белый.

Еще подождешь-

только лысинку найдешь.

Одуванчик у дорожки

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет

дунет ветер- шапки нет!

                  http://cs417723.vk.me/v417723376/635d/x413aQxCydE.jpg

http://www.thriftymommastips.com/wp-content/uploads/2014/02/shutterstock_105341843.jpg       

В различных местах его называют по – разному, например:  Молочай, пустодуй, летучки, одуван, пушица, молочник, бабка-подойница.

В переводе с венгерского языка «одуванчик» дословно означает «детсковеночная трава», т.е трава, из которой плетут венки .

Дорогие друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

- Как вы понимаете смысл этих слов ?  «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.  И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

(человек заботится о себе и о своей Родине).

Итоги

На занятии мы учились анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности; расширяли свой  кругозор;

Сформулировали идею рассказа: в природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только к ней внимательным, наблюдать ее терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть. 

ИСТОЧНИК

http://www.youtube.com/watch?v=gXUERXCdPlY

http://www.youtube.com/watch?v=zJ14XccDpHI

https://www.youtube.com/watch?v=aA2aa5OV6A8

http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/

http://playroom.ru/prishvin-mihail-mihaylovich-kratkaya-biografiya-rasskazy-dlya-detey/

 

Файлы