10 класс. Алгебра. Производная. Числовая последовательность.
10 класс. Алгебра. Производная. Числовая последовательность.
Комментарии преподавателя
Примеры вычисления производных. Функция f(x)=x^3. Типовые задачи.
1. Краткое повторение темы предыдущего занятия
На предыдущем уроке мы рассмотрели понятие производной и рассмотрели алгоритм нахождения производной. Он предусматривал: дать приращение аргументу, вычислить приращение функции, вычислить отношение
, упростить, проанализировать, устремить
к нулю и найти производную. Это было в общем виде, а теперь этот алгоритм рассмотрим на примере конкретных функций.
2. Функция f(x)=x^3
Пример 1 Дано: 
Найти
.
Зафиксируем точку
и найдем значение производной от конкретной функции в конкретной точке. Действуем по алгоритму.
1)Вычисляем значение
. Иллюстрируем все это графиком.

Рис. 1. Кубическая парабола.
Зафиксировав точку
, вычислим значение функции в этой точке. Получим
.
2) Даем аргументу приращение
,получаем
- новое значение аргумента.
Примечание. В данном случае приращение положительное. Можно дать приращение отрицательное, тогда функция будет либо увеличиваться, либо уменьшаться. Важно, что
–любое.
3) Вычислить значение функции в новой точке
, подставив эту точку в функцию.
.
4) Найдем
, то есть разность между значением функции в новой точке минус значение функции в старой точке.
.
Имеем две точки: значение аргумента
и значение функции в точке
, новое значение аргумента и значение функции при новом значении аргумента. Разность этих значений функции дает
.
5) Найдем разностное отношение
.
Знаменатель для всех функций один и тот же,
- приращение аргумента, а числитель – свой для каждой функции. Получили разностное отношение. Далее надо упростить его, сократить на
и сделать дальнейший анализ.
Упрощать в данном случае можно по-разному. Можно применить формулу или куб суммы, или разность кубов. Напомним, что
. В данном случае
- это
,
- это
. Имеем

Раскрывая скобки, получили многочлен. Приведем подобные члены. Дальше надо преобразовать так, чтобы
сократить. Вынесем
за скобки, получим
Теперь можно сократить на
, ведь
, оно не равно нулю. Имеем соотношение следующего вида
. Осталось узнать, что происходит, когда
. В данном случае второй член выражения
пропадет, и третий член пропадет. Останется
, то есть
.
Результат
, то есть смысл такой: 3 выносим как сомножитель и показатель уменьшили на единицу.
Итак, зафиксировали точку
, нашли производную от конкретной функции в конкретной точке
. Точка
может быть любая.
Ответ:
.
Итак, мы зафиксировали функцию
- кубическую параболу. Была задача: найти производную этой функции в конкретной точке
. Мы зафиксировали точку
и действовали по алгоритму, который был изложен в общем виде, и применен к данной функции. Этот алгоритм можно применять к любой функции, а именно: вычислить значение функции в точке
, подставив значение
в закон соответствия, то есть в функцию, дать приращение аргумента, найти значение функции при новом значении аргумента и получить приращение функции, то есть разность между значениями функции в новой точке и старой. Далее, надо найти разностное отношение
, упростить его так, чтобы вынести
за скобку и сократить на
. В результате получится выражение, члены которого зависят от
и не зависят от него. Если члены, которые зависят от
прямо пропорциональны ему, то они при
стремятся к нулю, то есть пропадают. Остаются только члены, которые не зависят от
. Таким образом получим значение производной.
Для знакомых с пределами
.
Важно понять, что есть члены с члены
и члены без
. При этом члены с
пропадают, остается то, что называется производной.
Итак, производная от кубической функции в любой точке
- это
.
3. Типовые задачи
Возьмем конкретный пример.
Дано: 
Найти:
, то есть конкретное значение функции в точке
.
Решение.
1) Найти производную в любой точке
.
.
2) Найти
.
.
Физический и геометрический смысл решения задачи.
В момент
, если двигаться (уезжать от дома) по закону
, скорость равна 12. Если к этой кривой мы проведем касательную в точке
, то эта касательная имеет угол наклона
(см.рис.2). Так вот
. Это говорит о том, что угол довольно большой, так как
растет быстро (от дома мы уезжаем довольно быстро). Более того, чем дальше, тем быстрее скорость.
Рис. 2. Физический и геометрический смысл решения задачи.
4. Итог урока
Итак, рассмотрено подробное применение общего алгоритма нахождения производной для конкретной функции. Детализировано подробно каждое действие, решили одну из типовых задач, а именно, как находить значение производной функции в конкретной точке. Для этого нужно найти значение функции в произвольной точке, а потом найти значение производной в конкретной точке.
5. Таблица производных
Дифференцирование функций «с нуля», т. е. исходя из определения производной и теории пределов – вещи достаточно трудоёмкая. Поэтому математики вычислили производные элементарных функций. Получилась таблица производных, где всё уже готово.
Производные некоторых элементарных функций:
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. 
7. 
8. 
Доказательство формулы (√x)Ꞌ=1/(2√x)
Дано: 
Доказать: 
Доказательство
Изобразим график функции:
(см. Рис. 1). Зафиксируем точку
и приращение аргумента
. Получаем новое значение аргумента
и, соответственно, новое значение функции
. То есть при переходе от значения аргумента
к
значения функции изменяются соответственно от
до
. Значение функции в новой точке равно
.
Получили прямоугольный треугольник (выделен красным цветом), катетами которого являются два приращения – приращение аргумента (
) и приращение функции (
– разность между значением функции в новой точке и значением функции в старой точке).


Рис. 1. Иллюстрация к доказательству
Найдём отношение
:

Умножим числитель и знаменатель на выражение
:

В числителе получили выражение разности квадратов:

Следовательно:

Проанализируем данное выражение при
:

– произвольное допустимое число, поэтому:

Что и требовалось доказать.
Задача 1
Дано: 
Найти: 
Решение
1. Найдём производную в любой точке
:

2. Найдём производную в заданной точке:

Как известно, это значение является тангенсом угла наклона касательной к кривой
, проведённой в точке с абсциссой 4 (см. Рис. 2):


Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Ответ: 
Доказательство формулы (sinx )Ꞌ=cosx
Дано: 
Доказать: 
Доказательство
На рисунке 3 показано, каким образом ведёт себя функция
. Зафиксируем точку
и приращение аргумента
. Получаем новое значение аргумента (новую точку)
. При переходе от значения аргумента
к
значения функции изменяются соответственно от
до
.

Рис. 3. Иллюстрация к доказательству
Найдём отношение
:

Для упрощения этого выражения используем формулу разности синусов:



При
:


Объясним это, рассмотрев тригонометрический круг с радиусом 1 и угол, равный
(см. Рис. 4). Нам необходимо найти длину дуги
и длину хорды
.

Рис. 4. Иллюстрация к доказательству
Длина дуги равна произведению радиуса на центральный угол:

Радиус равен 1, поэтому длина дуги численно равна центральному углу, который равен
. Следовательно:

Хорда
состоит из двух катетов треугольников
и
, которые равны произведению гипотенузы (единица, так как это радиус) на синус противолежащего угла. Следовательно:

При
длина дуги стремится к длине хорды:

То есть при маленьком угле дуга и хорда по длине неразличимы.
Таким образом, домножив выражение
на 2, получаем выражение
, которое есть отношение длины хорды к длине дуги:

Но так как
, то:

Следовательно, при
:

Поэтому:

Что и требовалось доказать.
Задача 2
Дано: 
Найти: 
Решение
1. Найдём производную в любой точке
:

2. Найдём производную в заданной точке:

Ответ:
.
Задача 3
Дано: 
Найти: тангенс угла наклона касательной к кривой
в точках: а)
; б)
; в)
Решение
На рисунке 5 показана иллюстрация к задаче. Изображена синусоида, к точке кривой с абсциссой
проведена касательная, которая образует угол
с осью
. Тангенс данного угла необходимо найти. Также необходимо найти тангенс угла, который образовывается при пересечении оси абсцисс с касательной, проведённой к точке кривой с абсциссой 0 и
.

Рис. 5. Иллюстрация к задаче
Так как
, то:

а) Для точки
тангенс угла наклона касательной будет равен:

б) Для точки
тангенс угла наклона касательной будет равен:

Следовательно, прямая
, изображённая на рисунке 5, является касательной к синусоиде в точке 0.
в) Для точки
, тангенс угла наклона касательной будет равен:

Следовательно, в этом случае касательная параллельна оси
.
Ответ: а)
; б)
; в)
.
ИСТОЧНИК
http://x-uni.com/algebra/10-klass/video/primery-vychisleniya-proizvodnyh-funktsiya-f-x-x-sup-3-sup-tipovye-zadachi
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass/proizvodnaya/tablitsa-proizvodnyh-proizvodnye-trigonometricheskih-funktsiy-tipovye-zadachi
http://www.youtube.com/watch?v=fuCBw8gdRH8
http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/10/10_a_mord_baz.pdf
http://www.absolom.ru/mathprofi/tipovye_zadachi_s_proizvodnoi.html