Основные этапы развития европейской культуры. Всеобщая история. 10 класс.

Основные этапы развития европейской культуры. Всеобщая история. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Философия эпохи Возрождения.

Воз­рож­де­ние (Ре­нес­санс) – не толь­ко хро­но­ло­ги­че­ская эпоха, но и идей­ное те­че­ние, внут­ри ко­то­ро­го фор­ми­ро­вал­ся новый (по от­но­ше­нию к Сред­не­ве­ко­вью) взгляд на мир и че­ло­ве­ка.

Конец XIII – XIV вв. – Про­то­ре­нес­санс.

XV в. – Ран­ний Ре­нес­санс.

Конец XV – на­ча­ло XVI в. – Вы­со­кий Ре­нес­санс.

Се­ре­ди­на и вто­рая по­ло­ви­на XVI в. – Позд­ний Ре­нес­санс.

Тен­ден­ции

Се­ку­ля­ри­за­ция куль­ту­ры. Пе­ре­нос вни­ма­ния на про­бле­мы зем­но­го бытия.

От­кры­тие ин­ди­ви­ду­аль­но­сти.

По­ни­ма­ние лич­но­сти как ос­нов­ной куль­тур­ной и жиз­нен­ной цен­но­сти.

Пе­ре­ход от тео­цен­триз­ма (глав­ная цен­ность, сре­до­то­чие всего – бог) к ан­тро­по­цен­триз­му (центр и глав­ная цен­ность – че­ло­век).

Отказ от схо­ла­сти­ки.

При­зна­ние ан­тич­ной древ­но­сти в ка­че­стве выс­шей куль­тур­ной цен­но­сти (куль­ту­ры, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства Древ­ней Гре­ции и Рима).

При­зна­ние вы­со­кой роли ан­тич­но­го на­сле­дия для вос­пи­та­ния че­ло­веч­но­сти.

Фран­че­ско Пет­рар­ка – ита­льян­ский поэт,  ро­до­на­чаль­ник гу­ма­низ­ма, глава стар­ше­го по­ко­ле­ния гу­ма­ни­стов.

Эразм Рот­тер­дам­ский – уче­ный-гу­ма­нист,  пред­ста­ви­тель Се­вер­но­го Воз­рож­де­ния, автор са­ти­ри­че­ско­го со­чи­не­ния «По­хва­ла глу­по­сти».

Томас Мор – ан­глий­ский гу­ма­нист, го­су­дар­ствен­ный де­я­тель и пи­са­тель. Автор книги «Зо­ло­тая книга, столь же по­лез­ная, как и при­ят­ная, о наи­луч­шем устрой­стве го­су­дар­ства и о новом ост­ро­ве Уто­пия». Пы­тал­ся опи­сать иде­аль­ное об­ще­ствен­ное устрой­ство.

Фран­с­уа Рабле – пи­са­тель, пред­ста­ви­тель гу­ма­низ­ма во Фран­ции. Автор ро­ма­на «Гар­ган­тюа и Пан­тагрю­эль».

Ми­шель Мон­тень – фран­цуз­ский фи­ло­соф, пи­са­тель и по­ли­ти­че­ский де­я­тель эпохи Воз­рож­де­ния. Автор книги «Опыты», ко­то­рая пред­став­ля­ет собой по­учи­тель­ные раз­ду­мья, ос­но­ван­ные на соб­ствен­ной жизни.

Уи­льям Шекс­пир – ан­глий­ский поэт и дра­ма­тург. Автор тра­ге­дий «Гам­лет», «Ромео и Джу­льет­та», «Ко­роль Лир» и др.

Ми­гель Сер­ван­тес – ис­пан­ский пи­са­тель эпохи Воз­рож­де­ния. Автор ро­ма­на «Дон Кихот».

В эпоху Воз­рож­де­ния про­изо­шли су­ще­ствен­ные пе­ре­ме­ны в пред­став­ле­ни­ях людей о мире. Фун­да­мен­том фи­ло­со­фии эпохи Воз­рож­де­ния стал гу­ма­низм. Он вы­дви­га­ет на пер­вый план по­ни­ма­ние лич­но­сти как ос­нов­ной куль­тур­ной и жиз­нен­ной цен­но­сти. Слово про­ис­хо­дит от сло­во­со­че­та­ния studia humanitatis (лат. «гу­ма­ни­тар­ные сту­дии») – ком­плекс учеб­ных дис­ци­плин, в ко­то­рый вхо­ди­ли грам­ма­ти­ка, ри­то­ри­ка, по­э­зия, ис­то­рия, этика. Пер­во­на­чаль­но имен­но пре­по­да­ва­те­лей этих дис­ци­плин на­зы­ва­ли гу­ма­ни­ста­ми. Гу­ма­низм эпохи Воз­рож­де­ния в ка­че­стве важ­ней­ших про­воз­гла­ша­ет науки о че­ло­ве­ке, так как имен­но они долж­ны спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию гар­мо­нич­ной, раз­но­сто­ронне раз­ви­той, нрав­ствен­но со­вер­шен­ной лич­но­сти.

Важ­ной со­став­ля­ю­щей фи­ло­со­фии ста­но­вит­ся са­мо­по­зна­ние. При­ме­ром та­ко­го при­сталь­но­го вни­ма­ния к себе яв­ля­ют­ся «Опыты» Мон­те­ня. Пи­са­те­ли и фи­ло­со­фы, уче­ные-гу­ма­ни­сты эпохи в своих про­из­ве­де­ни­ях об­ли­ча­ют недо­стат­ки зем­но­го мира. Свою за­да­чу они видят в со­вер­шен­ство­ва­нии об­ще­ства и вос­пи­та­нии нрав­ствен­но со­вер­шен­но­го че­ло­ве­ка.

Жи­во­пись и наука эпохи Воз­рож­де­ния

Ос­нов­ные идеи эпохи Воз­рож­де­ния (гу­ма­низм, ан­тро­по­цен­тризм, об­ра­ще­ние к ан­тич­но­сти) нашли свое вы­ра­же­нии в ис­кус­стве Воз­рож­де­ния (Ре­нес­сан­са).

Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия рас­ши­ри­ли пред­став­ле­ния ев­ро­пей­цев о мире. По­яви­лось до­ка­за­тель­ство ша­ро­об­раз­но­сти Земли, зна­ния дру­гих куль­тур. Это время ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ро­стом го­ро­дов, раз­ви­ти­ем ма­ну­фак­тур. Все это спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию науки.

Конец XIII–XIV вв. – Про­то­ре­нес­санс

XV в. – Ран­ний Ре­нес­санс

Конец XV – на­ча­ло XVI в. – Вы­со­кий Ре­нес­санс

Се­ре­ди­на – вто­рая по­ло­ви­на XVI в. – Позд­ний Ре­нес­санс

изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства эпохи Воз­рож­де­ния:

• по­стро­е­ние объ­ем­ной ком­по­зи­ции (трех­мер­ность)
• при­ме­не­ние ли­ней­ной пер­спек­ти­вы
• на­ту­ра­лизм, под­ра­жа­ние при­ро­де. Ин­те­рес к ана­то­мии че­ло­ве­ка
• из­ме­не­ние ста­ту­са ху­дож­ни­ка. Ху­дож­ник пе­ре­ста­ет быть ано­ним­ным ре­мес­лен­ни­ком
• жи­во­пис­ная кар­ти­на вы­тес­ня­ет икону. Про­ис­хо­дит об­ра­ще­ние к внеш­ним пред­ме­там, ви­ди­мым фи­зи­че­ским зре­ни­ем (в от­ли­чие от иконы, для ко­то­рый пер­во­сте­пен­ный яв­ля­ет­ся неви­ди­мый, «при­кро­вен­ный» смысл)
• по­яв­ля­ют­ся свет­ские жанры, в част­но­сти, порт­рет
• по­яв­ля­ет­ся круг­лая (от­де­лив­ша­я­ся от стены и пред­на­зна­чен­ная для обо­зре­ния со всех сто­рон) и об­на­жен­ная скульп­ту­ра

науки Воз­рож­де­ния:

• раз­ви­тие наук о че­ло­ве­ке
• раз­ви­тие ма­те­ма­ти­ки и есте­ствен­ных наук
• пе­ре­ход от чи­сто­го умо­зре­ния к опыту
• связь с прак­ти­кой (раз­ви­тие на­ви­га­ции, кар­то­гра­фии, раз­лич­ных тех­но­ло­гий)

Дж­от­то ди Бон­доне – ита­льян­ский ху­дож­ник и ар­хи­тек­тор эпохи Про­то­ре­нес­сан­са.

Лео­нар­до да Винчи – ита­льян­ский ху­дож­ник и учё­ный, изоб­ре­та­тель, пи­са­тель, му­зы­кант эпохи Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния. Об­ра­зец гу­ма­ни­сти­че­ско­го иде­а­ла все­сто­ронне раз­ви­той лич­но­сти.

Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли – ита­льян­ский жи­во­пи­сец, пред­ста­ви­тель Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Ми­ке­лан­дже­ло Бу­о­нар­ро­ти – ху­дож­ник, поэт, скуль­птор, ар­хи­тек­тор Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Ра­фа­эль Санти – ита­льян­ский жи­во­пи­сец, гра­фик, ар­хи­тек­тор Вы­со­ко­го Воз­рож­де­ния.

Лукас Кра­нах Стар­ший – немец­кий жи­во­пи­сец и гра­фик, яркий пред­ста­ви­тель Се­вер­но­го Воз­рож­де­ния.

Питер Брей­гель Стар­ший («Му­жиц­кий») – ни­дер­ланд­ский ху­дож­ник и гра­фик (Се­вер­ное Воз­рож­де­ние).

Аль­брехт Дюрер – немец­кий жи­во­пи­сец, гра­вер, уче­ный (Се­вер­ное Воз­рож­де­ние).

Ни­ко­лай Ко­пер­ник – поль­ский аст­ро­ном, автор книги «О вра­ще­нии небес­ных тел». В ней он впер­вые вы­ска­зал идею о том, что Земля вра­ща­ет­ся во­круг солн­ца и во­круг своей оси (в про­ти­во­вес сто­ле­ти­я­ми су­ще­ство­вав­ше­му пред­став­ле­нию о непо­движ­но­сти Земли). Со­зда­тель ге­лио­цен­три­че­ской си­сте­мы мира, со­глас­но ко­то­рой Земля вер­тит­ся во­круг солн­ца (эти си­сте­ма сме­ни­ла гео­цен­три­че­скую си­сте­му мира, со­глас­но ко­то­рой цен­тром Все­лен­ной яв­ля­ет­ся Земля, во­круг ко­то­рой вер­тит­ся солн­це, Луна и пла­не­ты).

Джор­да­но Бруно (1548–1600) – ита­льян­ский фи­ло­соф, раз­ви­вал уче­ние Ко­пер­ни­ка. Вы­ска­зал идею о том, что Все­лен­ная бес­ко­неч­на и не имеет цен­тра. За свои идеи был со­жжен на ко­ст­ре.

Ан­дре­ас Ве­за­лий – ита­льян­ский есте­ство­ис­пы­та­тель, ос­но­во­по­лож­ник на­уч­ной ана­то­мии.

Уи­льям Гар­вей – ан­глий­ский есте­ство­ис­пы­та­тель и врач. Раз­ра­ба­ты­вал тео­рию кро­во­об­ра­ще­ния. Ос­но­во­по­лож­ник эм­брио­ло­гии и фи­зио­ло­гии.

Куль­ту­ра Ре­нес­сан­са, пер­во­на­чаль­но сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся в Ита­лии, в XVI в. рас­про­стра­ни­лась по всей Ев­ро­пе. Пе­ре­ход к Ре­нес­сан­су озна­чал новую эс­те­ти­ку, новый взгляд на ис­кус­ство, науку и са­мо­го че­ло­ве­ка. Идеи Ре­нес­сан­са ока­за­ли вли­я­ние на всю ев­ро­пей­скую куль­ту­ру Но­во­го вре­ме­ни.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=9Rftd-4Qp4c

Файлы