Основные этапы развития европейской культуры. Всеобщая история. 10 класс.
Основные этапы развития европейской культуры. Всеобщая история. 10 класс.
Комментарии преподавателя
Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (Ренессанс) – не только хронологическая эпоха, но и идейное течение, внутри которого формировался новый (по отношению к Средневековью) взгляд на мир и человека.
Конец XIII – XIV вв. – Проторенессанс.
XV в. – Ранний Ренессанс.
Конец XV – начало XVI в. – Высокий Ренессанс.
Середина и вторая половина XVI в. – Поздний Ренессанс.
Тенденции
Секуляризация культуры. Перенос внимания на проблемы земного бытия.
Открытие индивидуальности.
Понимание личности как основной культурной и жизненной ценности.
Переход от теоцентризма (главная ценность, средоточие всего – бог) к антропоцентризму (центр и главная ценность – человек).
Отказ от схоластики.
Признание античной древности в качестве высшей культурной ценности (культуры, литературы и искусства Древней Греции и Рима).
Признание высокой роли античного наследия для воспитания человечности.
Франческо Петрарка – итальянский поэт, родоначальник гуманизма, глава старшего поколения гуманистов.
Эразм Роттердамский – ученый-гуманист, представитель Северного Возрождения, автор сатирического сочинения «Похвала глупости».
Томас Мор – английский гуманист, государственный деятель и писатель. Автор книги «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Пытался описать идеальное общественное устройство.
Франсуа Рабле – писатель, представитель гуманизма во Франции. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Мишель Монтень – французский философ, писатель и политический деятель эпохи Возрождения. Автор книги «Опыты», которая представляет собой поучительные раздумья, основанные на собственной жизни.
Уильям Шекспир – английский поэт и драматург. Автор трагедий «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и др.
Мигель Сервантес – испанский писатель эпохи Возрождения. Автор романа «Дон Кихот».
В эпоху Возрождения произошли существенные перемены в представлениях людей о мире. Фундаментом философии эпохи Возрождения стал гуманизм. Он выдвигает на первый план понимание личности как основной культурной и жизненной ценности. Слово происходит от словосочетания studia humanitatis (лат. «гуманитарные студии») – комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Первоначально именно преподавателей этих дисциплин называли гуманистами. Гуманизм эпохи Возрождения в качестве важнейших провозглашает науки о человеке, так как именно они должны способствовать формированию гармоничной, разносторонне развитой, нравственно совершенной личности.
Важной составляющей философии становится самопознание. Примером такого пристального внимания к себе являются «Опыты» Монтеня. Писатели и философы, ученые-гуманисты эпохи в своих произведениях обличают недостатки земного мира. Свою задачу они видят в совершенствовании общества и воспитании нравственно совершенного человека.
Живопись и наука эпохи Возрождения
Основные идеи эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности) нашли свое выражении в искусстве Возрождения (Ренессанса).
Великие географические открытия расширили представления европейцев о мире. Появилось доказательство шарообразности Земли, знания других культур. Это время характеризуется ростом городов, развитием мануфактур. Все это способствовало развитию науки.
Конец XIII–XIV вв. – Проторенессанс
XV в. – Ранний Ренессанс
Конец XV – начало XVI в. – Высокий Ренессанс
Середина – вторая половина XVI в. – Поздний Ренессанс
изобразительного искусства эпохи Возрождения:
• построение объемной композиции (трехмерность)
• применение линейной перспективы
• натурализм, подражание природе. Интерес к анатомии человека
• изменение статуса художника. Художник перестает быть анонимным ремесленником
• живописная картина вытесняет икону. Происходит обращение к внешним предметам, видимым физическим зрением (в отличие от иконы, для который первостепенный является невидимый, «прикровенный» смысл)
• появляются светские жанры, в частности, портрет
• появляется круглая (отделившаяся от стены и предназначенная для обозрения со всех сторон) и обнаженная скульптура
науки Возрождения:
• развитие наук о человеке
• развитие математики и естественных наук
• переход от чистого умозрения к опыту
• связь с практикой (развитие навигации, картографии, различных технологий)
Джотто ди Бондоне – итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса.
Леонардо да Винчи – итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант эпохи Высокого Возрождения. Образец гуманистического идеала всесторонне развитой личности.
Сандро Боттичелли – итальянский живописец, представитель Высокого Возрождения.
Микеланджело Буонарроти – художник, поэт, скульптор, архитектор Высокого Возрождения.
Рафаэль Санти – итальянский живописец, график, архитектор Высокого Возрождения.
Лукас Кранах Старший – немецкий живописец и график, яркий представитель Северного Возрождения.
Питер Брейгель Старший («Мужицкий») – нидерландский художник и график (Северное Возрождение).
Альбрехт Дюрер – немецкий живописец, гравер, ученый (Северное Возрождение).
Николай Коперник – польский астроном, автор книги «О вращении небесных тел». В ней он впервые высказал идею о том, что Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси (в противовес столетиями существовавшему представлению о неподвижности Земли). Создатель гелиоцентрической системы мира, согласно которой Земля вертится вокруг солнца (эти система сменила геоцентрическую систему мира, согласно которой центром Вселенной является Земля, вокруг которой вертится солнце, Луна и планеты).
Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ, развивал учение Коперника. Высказал идею о том, что Вселенная бесконечна и не имеет центра. За свои идеи был сожжен на костре.
Андреас Везалий – итальянский естествоиспытатель, основоположник научной анатомии.
Уильям Гарвей – английский естествоиспытатель и врач. Разрабатывал теорию кровообращения. Основоположник эмбриологии и физиологии.
Культура Ренессанса, первоначально сформировавшаяся в Италии, в XVI в. распространилась по всей Европе. Переход к Ренессансу означал новую эстетику, новый взгляд на искусство, науку и самого человека. Идеи Ренессанса оказали влияние на всю европейскую культуру Нового времени.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
- http://www.youtube.com/watch?v=9Rftd-4Qp4c