9 класс. Алгебра. Степенная функция.

9 класс. Алгебра. Степенная функция.

Комментарии преподавателя

На данном уроке вы ознакомитесь с понятием кубического корня из действительного числа, также вы узнаете, что такое функция . Мы изучим различные основные ее свойства и рассмотрим график. Также решим типовые примеры по данной теме

 

 

 Определение кубического корня, его запись и назначение

Прак­ти­че­ская за­да­ча

Необ­хо­ди­мо скон­стру­и­ро­вать ку­би­че­ский ре­зер­ву­ар, объем ко­то­ро­го равен  (). Как от­ме­рить ве­ли­чи­ну ребра?

Ре­ше­ние:

Пред­по­ло­жим, что ребро куба имеет длину  (м). В этом слу­чае объем будет равен (). По­лу­ча­ет­ся, что необ­хо­ди­мо по­до­брать такое число , куб ко­то­ро­го равен  ().

На­при­мер: если объем равен , то длина ребра будет равна 2 м ().

На ос­но­ва­нии этого при­ме­ра можно сде­лать вывод, что необ­хо­ди­мо уметь на­хо­дить число, если из­ве­стен его куб.

На дан­ном этапе эту за­да­чу можно срав­нить с квад­рат­ным кор­нем. И на­хож­де­ние ис­ко­мо­го числа будет про­ис­хо­дить по ана­ло­гии.

Опре­де­ле­ние:

Число  на­зы­ва­ет­ся ку­би­че­ским кор­нем или кор­нем тре­тьей сте­пе­ни числа , если вы­пол­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние . Это можно за­пи­сать как, в этом слу­чае  – под­ко­рен­ное вы­ра­же­ние, 3 – по­ка­за­тель корня.

Таким об­ра­зом, вы­ра­же­ния  эк­ви­ва­лент­ны, то есть вы­ра­жа­ют одну и ту же за­ви­си­мость между дей­стви­тель­ны­ми чис­ла­ми  и .

На­при­мер:

Ку­би­че­ский ко­рень из  су­ще­ству­ет для лю­бо­го дей­стви­тель­но­го числа .

Как и в слу­чае квад­рат­но­го корня, при из­вле­че­нии ку­би­че­ско­го корня из ра­ци­о­наль­но­го числа часто будет по­яв­лять­ся ир­ра­ци­о­наль­ный ре­зуль­тат.

До­ка­за­тель­ство ир­ра­ци­о­наль­но­сти

По­стро­им до­ка­за­тель­ство ме­то­дом от про­тив­но­го. Пред­по­ло­жим, что  – ра­ци­о­наль­ное число, то есть его можно пред­ста­вить в виде , где  чисто целое,  – на­ту­раль­ное. При­чем  – это несо­кра­ти­мая обык­но­вен­ная дробь. Тогда по опре­де­ле­нию: , от­ку­да сле­ду­ет, что . По­след­нее ра­вен­ство озна­ча­ет, что пя­тер­ка яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем числа , то есть на­ту­раль­ное число  де­лит­ся на пять без остат­ка. Од­на­ко это воз­мож­но тогда и толь­ко тогда, когда пя­тер­ка яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем са­мо­го числа , то есть , где  – неко­то­рое на­ту­раль­ное число.

Под­ста­вим зна­че­ние  из по­след­не­го ра­вен­ства в на­чаль­ное:

По­след­нее ра­вен­ство озна­ча­ет, что два­дцать пять яв­ля­ет­ся де­ли­те­лем числа  и тем более, что  де­лит­ся на пять, тогда и число  де­лит­ся без остат­ка на пять.

Таким об­ра­зом, мы по­лу­чи­ли, что  и  де­лят­ся на пять, а это зна­чит, что  – со­кра­ти­мая дробь, так как и чис­ли­тель и зна­ме­на­тель можно со­кра­тить на пять, но это про­ти­во­ре­чит на­ше­му пред­по­ло­же­нию. Зна­чит,  – ир­ра­ци­о­наль­ное число.

Ре­зуль­тат воз­ве­де­ния в куб от­ри­ца­тель­но­го числа будет чис­лом от­ри­ца­тель­ным, сле­до­ва­тель­но, и ко­рень ку­би­че­ский из от­ри­ца­тель­но­го числа будет от­ри­ца­тель­ным чис­лом.

До­ка­зать: 

До­ка­за­тель­ство:

Пусть , тогда, по опре­де­ле­нию ку­би­че­ско­го корня, . От­сю­да сле­ду­ет, что  или . Из по­след­не­го ра­вен­ства сле­ду­ет, что , а зна­чит, спра­вед­ли­во ис­ход­ное тож­де­ство .

За­да­ча о про­ек­ти­ро­ва­нии ку­би­че­ско­го ре­зер­ву­а­ра

Необ­хо­ди­мо ав­то­ма­ти­зи­ро­вать про­цесс свар­ки. На вход по­сту­па­ет число – объем куба – ав­то­мат дол­жен сам по­счи­тать длину ребра.

Как на­учить ав­то­мат из­вле­кать ко­рень ку­би­че­ский из лю­бо­го дей­стви­тель­но­го числа? Для этого вве­дем по­ня­тие функ­ции, об­ласть опре­де­ле­ния ко­то­рой – все дей­стви­тель­ные числа.

 Свойства функции 

Рас­смот­рим функ­цию , вы­яс­ним ее свой­ства и по­сто­им гра­фик.

1. Об­ласть опре­де­ле­ния функ­ции – мно­же­ство дей­стви­тель­ных чисел ().

2. Дан­ная функ­ция яв­ля­ет­ся нечет­ной.

3. Функ­ция воз­рас­та­ет на луче от нуля до плюс бес­ко­неч­но­сти ( при ).

До­ка­за­тель­ство

Возь­мем два зна­че­ния ар­гу­мен­та, рас­по­ло­жен­ные сле­ду­ю­щим об­ра­зом: . Необ­хо­ди­мо до­ка­зать: .

По­стро­им до­ка­за­тель­ство ме­то­дом от про­тив­но­го. Пред­по­ло­жим, что , тогда, по свой­ству чис­ло­вых нера­венств, при воз­ве­де­нии левую и пра­вую часть в куб знак нера­вен­ства со­хра­ня­ет­ся . Таким об­ра­зом, , что про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи. Ис­хо­дя из этого, можно сде­лать вывод, что наше пред­по­ло­же­ние невер­но и .

В силу нечет­но­сти функ­ции, свой­ство можно обоб­щить на всю об­ласть опре­де­ле­ния ( при ).

4. Функ­ция не огра­ни­че­на свер­ху на луче от нуля до плюс бес­ко­неч­но­сти ()

До­ка­за­тель­ство

Дано: .

До­ка­зать: .

По­стро­им до­ка­за­тель­ство ме­то­дом от про­тив­но­го. Пред­по­ло­жим, что су­ще­ству­ет такое по­ло­жи­тель­ное число , что для лю­бо­го  вы­пол­ня­ет­ся нера­вен­ство . Возь­мем на луче от нуля до плюс бес­ко­неч­но­сти некую точку . Тогда зна­че­ние функ­ции в этой точке будет равно , а это боль­ше . Зна­чит, мы нашли точку, такую, что  что про­ти­во­ре­чит на­ше­му пред­по­ло­же­нию.

Функ­ция мо­но­тон­но воз­рас­та­ет на всей об­ла­сти опре­де­ле­ния и не огра­ни­че­на ни свер­ху, ни снизу.

Не огра­ни­че­на свер­ху при , не огра­ни­че­на снизу при .

До­ка­зы­ва­ет­ся это ана­ло­гич­но при­ве­ден­ным до­ка­за­тель­ствам для по­ло­жи­тель­ной по­лу­оси .

5. Функ­ция огра­ни­че­на снизу ()

По­стро­им гра­фик функ­ции  на луче от нуля до плюс бес­ко­неч­но­сти (). Для этого спер­ва со­ста­вим таб­ли­цу зна­че­ний:

X

0

1

8

Y

0

1

2

По­стро­им че­ты­ре точки на ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти, ко­ор­ди­на­ты ко­то­рых возь­мем из таб­ли­цы. По дан­ным точ­кам можно по­стро­ить неко­то­рую линию, ко­то­рую можно по­стро­ить, учи­ты­вая воз­рас­та­ю­щий ха­рак­тер функ­ции и ее неогра­ни­чен­ность свер­ху. Вос­поль­зо­вав­шись нечет­но­стью функ­ции, до­ба­вим к при­ве­ден­ной линии ветвь, сим­мет­рич­ную ей от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат (рис. 1).

Рис. 1. По­стро­е­ние гра­фи­ка функ­ции  по точ­кам

С по­мо­щью этого гра­фи­ка и уже уста­нов­лен­ных свойств функ­ции легко опре­де­лить остав­ши­е­ся свой­ства функ­ции.

6. Функ­ция непре­рыв­на на всей чис­ло­вой пря­мой.

7. Об­ласть зна­че­ний функ­ции – это все дей­стви­тель­ные числа ().

8. Функ­ция вы­пук­ла вниз на луче  и вы­пук­ла вверх на луче .

 Решение задач по теме

За­да­ча

Име­ет­ся по­ме­ще­ние ку­би­че­ской формы, в ко­то­рое необ­хо­ди­мо по­до­брать под­хо­дя­щий обо­гре­ва­тель. Теп­ло­изо­ля­ция стен имеет фик­си­ро­ван­ную теп­ло­про­вод­ность для всех воз­мож­ных раз­ме­ров по­ме­ще­ний.

Ре­ше­ние

Пусть длина, ши­ри­на и вы­со­та равны , так как в кубе все эти ве­ли­чи­ны равны. Ко­ли­че­ство теп­ло­ты, по­треб­ля­е­мое по­ме­ще­ни­ем в еди­ни­це вре­ме­ни от обо­гре­ва­те­ля, про­пор­ци­о­наль­но объ­е­му по­ме­ще­ния, то есть равно , где  – неко­то­рый ко­эф­фи­ци­ент про­пор­ци­о­наль­но­сти. Ко­ли­че­ство теп­ло­ты, от­да­ва­е­мое сквозь стены в окру­жа­ю­щее про­стран­ство, про­пор­ци­о­наль­но пло­ща­ди стен, то есть равно , где  – неко­то­рый ко­эф­фи­ци­ент про­пор­ци­о­наль­но­сти. Кон­крет­ный смысл и зна­че­ние этих ко­эф­фи­ци­ен­тов нас ин­те­ре­со­вать не будут. Обо­зна­чим как  от­но­ше­ние по­треб­ля­е­мо­го и от­да­ва­е­мо­го ко­ли­че­ства теп­ло­ты: . По­сколь­ку , где  – объем по­ме­ще­ния, то имеем: . Без вреда для по­ни­ма­ния ре­ше­ния за­да­чи мы можем при­нять . Тогда мы имеем в точ­но­сти нашу изу­ча­е­мую функ­цию. Таким об­ра­зом, мощ­ность на­гре­ва­те­ля за­ви­сит от объ­е­ма по­ме­ще­ния как ко­рень ку­би­че­ский из этого объ­е­ма. Это может быть по­лез­но при про­ек­ти­ро­ва­нии си­стем обо­гре­ва.

За­да­ча

Ре­шить урав­не­ние .

Вос­поль­зу­ем­ся гра­фи­че­ским спо­со­бом ре­ше­ния: по­стро­им гра­фи­ки функ­ций  и  (рис. 2).

Рис. 2. Гра­фи­че­ское ре­ше­ние урав­не­ния 

Най­дем точки пе­ре­се­че­ния двух гра­фи­ков. Как видно из ри­сун­ка, гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся лишь в одной точке с ко­ор­ди­на­та­ми .

Ответ: ис­ход­ное урав­не­ние имеет один ко­рень .

За­да­ча

По­стро­ить гра­фик функ­ции .

Ре­ше­ние

Для того чтобы ре­шить дан­ную за­да­чу, вспом­ним тему «Пре­об­ра­зо­ва­ние гра­фи­ков функ­ций».

Рис. 3. По­стро­е­ние гра­фи­ка функ­ции .

Вна­ча­ле по­стро­им гра­фик функ­ции , затем сме­стим этот гра­фик па­рал­лель­ным пе­ре­но­сом влево на еди­ни­цу (), затем сме­стим па­рал­лель­ным пе­ре­но­сом гра­фик вниз на две еди­ни­цы (). Таким об­ра­зом, мы по­лу­чи­ли гра­фик тре­бу­е­мой функ­ции (рис. 3).

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/funktsiya-u-3-ee-svoystva-i-grafik?konspekt&chapter_id=34

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=OzsIB9eOTpg

Файлы