9 класс. Алгебра. Системы уравнений.

9 класс. Алгебра. Системы уравнений.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы будем рассматривать решение систем двух уравнений с двумя переменными. Вначале рассмотрим графическое решение системы двух линейных уравнений, специфику совокупности их графиков. Далее решим несколько систем графическим методом.

 

Тема: Си­сте­мы урав­не­ний

Урок: Гра­фи­че­ский метод ре­ше­ния си­сте­мы урав­не­ний

 1. Тема урока, основные определения

Рас­смот­рим си­сте­му 

Пару чисел  ко­то­рая од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем и пер­во­го и вто­ро­го урав­не­ния си­сте­мы, на­зы­ва­ют ре­ше­ни­ем си­сте­мы урав­не­ний.

Ре­шить си­сте­му  урав­не­ний – это зна­чит найти все её ре­ше­ния, или уста­но­вить, что ре­ше­ний нет. Мы рас­смот­ре­ли гра­фи­ки ос­нов­ных урав­не­ний, пе­рей­дем к рас­смот­ре­нию си­стем.

 2. Решение линейной системы уравнений

При­мер 1. Ре­шить си­сте­му 

Ре­ше­ние:   

Это ли­ней­ные урав­не­ния, гра­фи­ком каж­до­го из них яв­ля­ет­ся пря­мая. Гра­фик пер­во­го урав­не­ния про­хо­дит через точки (0; 1) и (-1; 0). Гра­фик вто­ро­го урав­не­ния про­хо­дит через точки (0; -1) и (-1; 0). Пря­мые пе­ре­се­ка­ют­ся в точке (-1; 0), это и есть ре­ше­ние си­сте­мы урав­не­ний (Рис. 1).

Ре­ше­ни­ем си­сте­мы яв­ля­ет­ся пара чисел  Под­ста­вив эту пару чисел в каж­дое урав­не­ние, по­лу­чим вер­ное ра­вен­ство.

Мы по­лу­чи­ли един­ствен­ное ре­ше­ние ли­ней­ной си­сте­мы.

Ответ: 

Вспом­ним, что при ре­ше­нии ли­ней­ной си­сте­мы воз­мож­ны сле­ду­ю­щие слу­чаи:

cи­сте­ма имеет един­ствен­ное ре­ше­ние – пря­мые пе­ре­се­ка­ют­ся,

си­сте­ма не имеет ре­ше­ний – пря­мые па­рал­лель­ны,

си­сте­ма имеет бес­чис­лен­ное мно­же­ство ре­ше­ний – пря­мые сов­па­да­ют.

Мы рас­смот­ре­ли част­ный слу­чай си­сте­мы, когда p(x; y) и q(x; y) – ли­ней­ные вы­ра­же­ния от x и y.

 3. Решение нелинейных систем уравнений

При­мер 2. Ре­шить си­сте­му урав­не­ний 

Ре­ше­ние:  

Гра­фик пер­во­го урав­не­ния – пря­мая, гра­фик вто­ро­го урав­не­ния – окруж­ность. По­стро­им пер­вый гра­фик по точ­кам (Рис. 2).

  x  

  0  

  -1  

  y

  1

   0

Центр окруж­но­сти в точке О(0; 0), ра­ди­ус равен 1.

Гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в т. А(0; 1) и т. В(-1; 0).

Ответ: 

При­мер 3. Ре­шить си­сте­му гра­фи­че­ски 

Ре­ше­ние: По­стро­им гра­фик пер­во­го урав­не­ния – это окруж­ность с цен­тром в т.О(0; 0) и ра­ди­у­сом 2. Гра­фик вто­ро­го урав­не­ния – па­ра­бо­ла. Она сдви­ну­та от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат на 2 вверх, т.е. ее вер­ши­на – точка (0; 2) (Рис. 3).

Гра­фи­ки имеют одну общую точку – т. А(0; 2). Она и яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем си­сте­мы. Под­ста­вим пару чисел в урав­не­ние, чтобы про­ве­рить пра­виль­ность.

Ответ: 

При­мер 4. Ре­шить си­сте­му 

Ре­ше­ние: По­стро­им гра­фик пер­во­го урав­не­ния – это окруж­ность с цен­тром в т.О(0; 0) и ра­ди­у­сом 1 (Рис. 4).

По­стро­им гра­фик функ­ции  Это ло­ма­ная (Рис. 5).

Те­перь сдви­нем ее на 1 вниз по оси oy. Это и будет гра­фик функ­ции 

По­ме­стим оба гра­фи­ка в одну си­сте­му ко­ор­ди­нат (Рис. 6).

По­лу­ча­ем три точки пе­ре­се­че­ния – т. А(1; 0), т. В(-1; 0), т. С(0; -1).

Ответ: 

 4. Заключение, вывод

Мы рас­смот­ре­ли гра­фи­че­ский метод ре­ше­ния си­стем. Если можно по­стро­ить гра­фик каж­до­го урав­не­ния и найти ко­ор­ди­на­ты точек пе­ре­се­че­ния, то этого ме­то­да вполне до­ста­точно.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-uravneniy/graficheskiy-metod-resheniya-sistemy-uravneniy?konspekt&chapter_id=26

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=g5zEQb2zM2c

Файлы