8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.

8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.

Комментарии преподавателя

 Правило

Чтобы по­лу­чить у = f(x + t), надо кри­вую у = f(x):

- сдви­нуть на  еди­ниц впра­во, если t < 0,

- сдви­нуть на  еди­ниц влево, если t > 0

 Это пра­ви­ло яв­ля­ет­ся цен­траль­ным, и нам необ­хо­ди­мо за­кре­пить его на при­ме­рах.

 Пример 

Дано:

 

По­стро­ить:

а) 

б) 

Ре­ше­ние:

а) Стро­им гра­фик функ­ции  и сдви­га­ем его на 1 еди­ни­цу впра­во (со­глас­но пра­ви­лу) (рис. 5):

Иллюстрация к примеру а)

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру а)

Эта ги­пер­бо­ла не су­ще­ству­ет в точке  (вер­ти­каль­ная асимп­то­та про­хо­дит в точке ).

Точка пе­ре­се­че­ния с осью Оу – -1, по­то­му что у(0) = -1.

За­да­ча а) ре­ше­на.

б) Стро­им гра­фик функ­ции  и сдви­га­ем его на 1 еди­ни­цу влево (со­глас­но пра­ви­лу) (рис. 6):

Иллюстрация к примеру б)

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру б)

Эта ги­пер­бо­ла не су­ще­ству­ет в точке .

Точка пе­ре­се­че­ния с осью Оу – 1, по­то­му что у(0) = 1.

В по­стро­е­нии гра­фи­ка  по­мог­ла точка раз­ры­ва гра­фи­ка (то есть точка ; вер­ти­каль­ная асимп­то­та про­хо­дит в точке , что озна­ча­ет невоз­мож­ность су­ще­ство­ва­ния функ­ции в дан­ной точке.).

Обе за­да­чи ре­ше­ны.

Из этой за­да­чи мы можем сде­лать вывод, что, если пра­ви­ло за­бы­то, то нам может по­мочь ха­рак­тер­ная осо­бен­ность (на­при­мер, точка раз­ры­ва в при­ме­ре 1). Но ино­гда сдви­гать гра­фик уто­ми­тель­но, тогда мы по­сту­па­ем сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

 Пример 

Дано:

 

По­стро­ить:

а) 

Ре­ше­ние:

Можно сдви­нуть ось Оу. Кри­вая тогда оста­нет­ся на месте, од­на­ко мас­штаб по оси Ох при­дет­ся из­ме­нить. Если сдви­гать всю кри­вую для по­стро­е­ния гра­фи­ка функ­ции, то кри­вую надо сдви­нуть на 1 еди­ни­цу впра­во. Но если мы сдви­га­ем ось Оу, то ее надо сдви­нуть на 1 еди­ни­цу влево.

По­лу­чим новую ось Oу(рис. 7):

Иллюстрация к примеру 2      

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру 2

Асимп­то­та про­хо­дит в точке , по­то­му что в точке  функ­ции не су­ще­ству­ет.

За­да­ча ре­ше­на сдви­гом оси Оу. Итак, если за­труд­ни­тель­но сдви­гать кри­вую, то можно сдви­нуть ось в ту или иную сто­ро­ну.

 Задача 

Дана кри­вая . По­стро­ить кри­вые: а) ; б) 

По­стро­е­ние:

а) Стро­им гра­фик функ­ции  и сдви­га­ем его на 1 еди­ни­цу вверх (со­глас­но пра­ви­лу) (рис. 5):

Иллюстрация к задаче а)

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к за­да­че а)   

Гра­фик функ­ции а) по­стро­ен сдви­гом гра­фи­ка ис­ход­ной функ­ции на 1 еди­ни­цу вверх.

б) Стро­им гра­фик функ­ции  и сдви­га­ем его на 1 еди­ни­цу вниз (со­глас­но пра­ви­лу) (рис. 6):

Иллюстрация к задаче б)         

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к за­да­че б)

Кри­вые а) и б) по­стро­е­ны. Сде­ла­ем неко­то­рый ана­лиз:

У нас есть 3 кри­вые (у = у =  и у = . Каж­дая из них есть ги­пер­бо­ла. Шаб­ло­ном для всех осталь­ных яв­ля­ет­ся ги­пер­бо­ла . Но у каж­дой ги­пер­бо­лы есть свой центр сим­мет­рии. От­ме­тим их:

(0; 0) – 

(0; 1) – 

(0; -1) – 

Итак, по­стро­е­ны 3 ги­пер­бо­лы, и для каж­дой из них ука­зан центр.

       

Далее рас­смот­рим го­ри­зон­таль­ные асимп­то­ты:

Те­перь про­ана­ли­зи­ру­ем мно­же­ства зна­че­ний для каж­дой из функ­ций:

     

    

     

фор­му­ли­ру­ем важ­ное для нас пра­ви­ло:

 Правило

Чтобы по­лу­чить у = f(х) + m, надо кри­вую у = f(x):

- сдви­нуть на  еди­ниц вверх, если m > 0,

- сдви­нуть на  еди­ниц вниз, если m < 0

 Задача на построение графика типа y = f (x + t) + m

По­стро­ить:1.; 2. ; 3. 
Ре­ше­ние.

1. Сна­ча­ла мы долж­ны по­стро­ить гра­фик пер­вой функ­ции:

 

Ее гра­фи­ком яв­ля­ет­ся ги­пер­бо­ла (рис. 3):
Иллюстрация к задаче 1

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к за­да­че 1

2. Те­перь по­стро­им гра­фик вто­рой функ­ции:


На дан­ном гра­фи­ке х не дол­жен рав­нять­ся 2.
Так как t в этом урав­не­нии равен -2, то, ис­хо­дя из пра­ви­ла, сдви­га­ем гра­фик функ­ции  на 2 еди­ни­цы впра­во и по­лу­ча­ем (рис. 4):

Иллюстрация к задаче 2

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к за­да­че 2

Точка пе­ре­се­че­ния с осью .
3. Те­перь же по­стро­им гра­фик тре­тьей функ­ции:

Так как m = 1 (1 > 0), то гра­фик преды­ду­щей функ­ции (по­лу­чен­ной в дей­ствии 2), ис­хо­дя из пра­ви­ла, мы сдви­га­ем на 1 еди­ни­цу вверх (рис. 5).

Иллюстрация к задаче 3

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к за­да­че 3

Те­перь най­дем точки пе­ре­се­че­ния с осями: с осью  с осью .

Рас­смот­рим вы­ра­же­ние:

При­ве­дя к об­ще­му зна­ме­на­те­лю, мы по­лу­чим:

Такая функ­ция (ко­то­рая вы­де­ле­на крас­ным цве­том) на­зы­ва­ет­ся дроб­но-ли­ней­ная.           

Если бы за­да­ча была за­да­на: «По­стро­ить гра­фик функ­ции », то как по­стро­ить гра­фик такой функ­ции?
По­сту­пим сле­ду­ю­щим об­ра­зом:
1. Зна­ме­на­тель оста­вим без из­ме­не­ний, а в чис­ли­те­ле вы­де­лим зна­ме­на­тель. Таким об­ра­зом, мы до­ба­вим +2 и -2.

2. Почлен­ное де­ле­ние даст . То есть гра­фи­ком за­дан­ной функ­ции будет ги­пер­бо­ла.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratichnaya-funkciya-funkciya-ykxb/kak-postroit-grafik-funktsii-u-f-x-l-esli-izvesten-grafik-funktsii-u-f-x?konspekt

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratichnaya-funkciya-funkciya-ykxb/kak-postroit-grafik-funktsii-u-f-x-m-esli-izvesten-grafik-funktsii-u-f-x?konspekt

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratichnaya-funkciya-funkciya-ykxb/kak-postroit-grafik-funktsii-u-f-x-l-m-esli-izvesten-grafik-funktsii-u-f-x?konspekt

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=UgqUW6xcMtU

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.