8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.
8 класс. Алгебра. Квадратичная функция. Функция у = к/х.
Комментарии преподавателя
На этом уроке мы рассмотрим тему «Функция , ее свойства и график»
Функция у = ах2 + bx +c
Функция 
Определения
Многочлен
, где
– числа (коэффициенты,
) называется квадратным трёхчленом.
– старший член
– старший коэффициент
Функцию
, где
, называют квадратичной функцией.
, b, c определяют конкретную квадратичную функцию. Например,

Уравнение
называют квадратным, если
.
Задача этого урока – изучение квадратичной функции
, где
.
До этого урока был изучен частный случай квадратичной функции, а именно
, где
,
и
.


Рис. 1. Парабола
Вершина данной параболы расположена в точке
, а коэффициент
и
в первом случае (
);
во втором случае (
).
Чтобы перейти к общему случаю, нам следует усложнить частный случай
.
Например, возьмем функцию
. Если мы её усложним до
, то получим полноценную квадратичную функцию:
, где
.

Рис. 2. Иллюстрация к примеру
Возьмем другой пример:
, где
.

Рис. 3. Иллюстрация к примеру
Вершина данного графика будет находиться в точке
. Отсюда следует вывод, что графики
и
имеют один и тот же шаблон (параболу
), но с разным расположением вершины.
Метод выделения полного квадрата
Шаблон кривой
есть парабола
.

Рис. 4. Парабола
Доказательство основано на методе выделения полного квадрата.
Формула

Примеры
1. 
2. 
Пример 




Рис. 5. Иллюстрация к примеру
Вывод подтвердился: шаблоном графика функции
есть парабола
.
Метод выделения полного квадрата. Общий случай
Сначала выносим «а» за скобки:

Теперь выделим удвоенное произведение и второе число:

Затем выделим полный квадрат:



Приведем к общему знаменателю
и
:




Функция имеет вид:



Парабола
является шаблоном кривой
.
График функции у = ах2 + bx +c
Чтобы построить график функции
необходимо:
1. Построить параболу 
2. Выполнить параллельный перенос параболы
так, чтобы её вершина
совместилась с точкой
.
– ось параболы
Свойства функции
аналогичны свойствам функции
.
Задачи
Задача 1. Построить и прочесть график функции 
Решение:
1. Найти координаты вершины.


2. Построить несколько точек (или использовать шаблон)
3. Получить искомую кривую 

Рис. 6. Иллюстрация к задаче
Функция убывает, если
. Функция возрастает, если
.
Задача 2. Перечислить основные свойства 
Решение:
Используем свойства 
1. 
2.
– не существует
3.
при
;
при 
4. непрерывна
5. выпукла вниз
Задача 3.Найти все значения параметра а, при каждом из которых
имеет хотя бы одно решение.
Решение:
1.
2. строим график функции


Рис. 7. Иллюстрация к задаче

Ответ:
.
Объяснение к данному ответу:
По смыслу множества значений
: значения функции из
, и только они, достигаются хотя бы при одном значении
из ОДЗ.
Задача 4. Определите знаки
функции
по её графику 

Рис. 8. Иллюстрация к задаче
Решение:
1. 
2.
(ветви направлены вверх)
3.
(так как
)
Ответ:
.
Задача 5. Дано:
;
. Найти:
.
Решение:
1.
2. 

3. строим график 

Рис. 9. Иллюстрация к задаче
Ответ:
.
Вывод
Итак, мы рассмотрели квадратичную функцию
, где
. Выяснили, что шаблоном для ее графика является парабола у = ах2.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratichnaya-funkciya-funkciya-ykxb/funktsiya-y-ax-sup-2-sup-bx-c-ee-svoystva-i-grafik?konspekt&chapter_id=14
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=xN5qP1ukDSg
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.