Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Комментарии преподавателя

Тема урока: Морфологический разбор глагола.

Основные цели: Актуализировать и развивать представления учащихся о морфологических признаках глагола;

Формировать умения выделять глаголы в речи, правильно их использовать; развивать орфографическую зоркость;

Формировать и развивать общеучебные навыки: уметь планировать, осуществлять целенаправленную деятельность, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность;

Развивать коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение)

Оборудование:

Т.А.Ладыженская и др..Учебник «Русский язык» 6 класс .

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом  уровне.

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Содержание этапа. -Здравствуйте, ребята! Каждый из вас приходит в школу с какой- то целью. Какой?

-Послушайте одну притчу.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что знаешь?

-Что по- вашему это значит?

(нужно учить новое, но и не забывать старое).


 

2. Актуализация знаний. Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

 

Содержание. Беседа. -Какие вам известны части речи?

-А теперь отгадайте часть речи? «Угадай-ка!»

1)эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, обозначает предмет;

2) эта часть речи не обозначает ни предмет,ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;

3) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи;

4) эта часть речи всегда пишется с НЕ раздельно кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.

- В чём вы сейчас упражнялись? (в умении определять части речи)

-Теперь назовите постоянные и непостоянные признаки глагола, скажите, что они обозначают, приведите примеры.

- Игра «Фокусник».

-Образуйте неопределенную форму глаголов: бежим, вырежем, споем, пляши, спел бы, причесал, захотел.

- Сейчас вспомним наклонения глаголов. Запишите третье лишнее, определите наклонение:

1) пой, читай, сидим;

2) сказал бы, пошел, посадил бы;

3) шьет, идет, работай.

- Чем является глагол в русском языке? (Частью речи)
- А если это часть речи, то у каждой части речи есть свои морфологические признаки.

 

«Открытие» новых знаний.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно формулировать правило о глаголе, умение делать общие выводы

-Проанализируйте текст (текст на экране) и найдите все глаголы, запишите их в тетрадь. Возьмите один из них и попробуйте дать ему характеристику .

ТЕКСТ. Каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не изменить, не охватить взором.

(дети включены в поисковую деятельность)

(Проверка записанных глаголов, выявление ошибок).


 

3. Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

-Какие были ваши действия? Как среди всех слов находили глаголы?

- Как записывали признаки глагола?


 

4. Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

(Этим процессом руководит учитель).


 

- Что же вы будете делать, чтобы правильно и четко записать морфологические признаки глагола?

На доске шаги плана : 1. Установить закономерность.

2. Сделать вывод.

3. Создать эталон.


 

5. Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

- обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

 -Давайте попробуем составить алгоритм , т.е. порядок морфологического разбора глагола.

(обсуждение различных вариантов).

Составление алгоритма морф. разбора глагола:

ПРОГОВАРИВАНИЕ ВСЛУХ

  1. Часть речи . Общее значение.

  2. На какой вопрос отвечает.

  3. Начальная форма (неопределенная форма).

  4. Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

  5. Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть).

  6. Чем является в предложении. Синтаксическая роль.

 

5.Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства .

Работа с упр. 576 по заданию учебника. Морфологический разбор глагола БОЯТЬСЯ.


 

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки.

Самостоятельная работа .

  1. Запишите предложения под диктовку.

Пожар снежком не погасишь.

Куда бы ворона не полетла, везде она будет хуже сокола.

На печи не храбрись, а на поле не трусь.

Тут дождя просят, а он идет, где косят.

Одна пчела много не натаскает.

Сколько бы собака не лаяла, гора от этого не рухнет.

Не спеши языком, торопись деом.

Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет.

Друг в беде узнается.

Опавшая хризантема не вернется на куст.

  1. Выполните задание: сделать морфологический разбор 5 глаголов.

  2. Проверка правильности задания по эталону (правильные ответы на экране).


 

8. Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания;

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

- Чему был посвящён сегодняшний урок?

- Какое новое знание получили?

- Посчитайте количество + за работу. У кого 4 или 5 + этому и приравнивается ваша сегодняшняя отметка за урок.

- Кто хочет высказать своё мнение по поводу урока: что поняли, что понравилось, не понравилось, как себя оценили на уроке.


 

9. Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности.

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов.

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности.


 

-Определите цель вашей деятельности на уроке.

(научится распознавать глагол по его грамматическим признакам)

- Какие трудности встречались?

- Для чего в нашей речи нужны глаголы?

(чтобы делать речь красивее, подвижной).

 -Молодцы! Вы сегодня очень хорошо, активно работали на уроке. Я хочу поставить отметки наиболее активным из вас.  

- А что запомнилось, понравилось на уроке?

10. Домашнее задание.

 

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.