Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Морфология и орфография. Глагол. 6 класс ( урок 155-190 )

Комментарии преподавателя

Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности

Задачи урока:

  1. знать значения безличных глаголов;
  2. знать формы безличных глаголов;
  3. уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
  4. уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

Используемое оборудование:

  1. Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.
  2. Карточки и инструкция для исследования.
  3. Карточки для самостоятельной работы

Ход уроков

1. Организационный момент и вступительное слово учителя.

Первый урок начинается со вступительного слова учителя, который читает эпиграф (Презентация, слайд 1  , высказывание К.Г. Паустовского: «Богатство русского языка неизмеримо».

Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво.

На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. « В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие!» говорил писатель А. Югов.

И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи исследования. Предметом исследования на уроке является глагол, а объектом - карточки с фрагментами поэтических текстов.

Обратимся к текстам 1, 2 (Презентация, слайд 2).

2. Работа в группах – наблюдение и анализ языкового материала

Обучающимся раздаются инструкция по проведению анализа языкового материала и карточки с текстами 1, 2.

Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное. (Эти наблюдения должны быть зафиксированы в карточках)

Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.

3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.

3.1. Учитель обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах предстоит узнать больше?

Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы», ставятся цель и задачи (Презентация, слайды 3, 4, 5).

3.2.Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов. Анализируется текст 3 (Презентация, слайды 6).

Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)

Задания:

  • прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
  • найдите главные члены предложения;
  • какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы). Почему?
  • сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).

Эти наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики проводят обсуждение в группах, затем выступают перед одноклассниками. Выступления оцениваются коллективно

3.3. Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.

Задания:

  • определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
  • попробуйте подобрать другие формы.

Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

4. Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.

На экране – слайд 7 презентации. Обучающимся предлагаются предложения:

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.

Задания:

  • сравните предложения (найдите главные члены предложения);
  • установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
  • определите форму данных глаголов;

Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.

5. Индивидуальное исследование.

 

Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось...
(С. Есенин)
Инструкция для выполнения работы.
1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?
2 .Подчеркните главные члены предложения.
3.Найдите личные глаголы.
4.Найдите безличные глаголы.
5.Укажитеформу употребления глагола.
6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Выводы: ………

Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).

Результаты фиксируются и представляются классу.

6. Слайд 8.

В сильном классе уточняются разные степени безличности в русском языке.

Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают:

  • явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
  • физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается; Не верится;
  • состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
  • чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
  • долженствование: Не надо ссориться;
  • бытие, существование: Не было времени.

Глагольное безличное сказуемое – понятие более широкое, чем безличный глагол.

7. Подведение итогов работы.

Задание:

  • расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования;
  • убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?

8. Творческая работа.

Слайд 9. Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева: «Учиться говорить и писать нужно всё время»

Учитель говорит о том, что предстоит ученикам составить текст самим, используя безличные глаголы. В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения. Не менее замечательное полотно – картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 10).

Задания:

  • попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
  • озаглавьте свою работу;
  • помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.

По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной.

Выполненные работы прочитываются в классе

Слайды 10, 11 – примерное сочинение

Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж.

Они увидели изумительно чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо-зеленых и желто-розовых тонах небо.

Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.

Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.

Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.

9. Домашнее задание:

Рассказывать о безличных глаголах

Закончить написание сочинения.

Попробовать сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.