8 класс. Алгебра. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения.

8 класс. Алгебра. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения.

Комментарии преподавателя

На данном уроке мы приступим к изучению очень важной темы. Мы научимся решать различныетекстовые задачи, которые сводятся к квадратным уравнениям. Мы будем рассматриватьрациональные уравнения как модели реальных ситуаций. Начнем мы с решения различных задач на движение.

 

 

 1 этап (составление математической модели) в задачах на движение

Мы уже знаем, что ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния могут слу­жить мо­де­ля­ми ре­аль­ных си­ту­а­ций. Но рань­ше эти си­ту­а­ции сво­ди­лись к ли­ней­ным урав­не­ни­ям. Сей­час мы рас­смот­рим си­ту­а­ции, ко­то­рые сво­дят­ся к ре­ше­нию квад­рат­ных урав­не­ний.

Рас­смот­рим за­да­чу на дви­же­ние.  

За­да­ча 1

Пе­ре­гон в 60 км поезд дол­жен был про­ехать с по­сто­ян­ной ско­ро­стью за опре­де­лен­ное рас­пи­са­ни­ем время. Про­сто­яв у се­ма­фо­ра перед пе­ре­го­ном 5 минут, ма­ши­нист вы­нуж­ден был уве­ли­чить ско­рость про­хож­де­ния пе­ре­го­на на 10 , чтобы на­вер­стать к окон­ча­нию про­хож­де­ния пе­ре­го­на по­те­рян­ные 5 минут. С какой ско­ро­стью дол­жен был прой­ти поезд пе­ре­гон по рас­пи­са­нию?

Ре­ше­ние:

Ре­ше­ние за­да­чи сво­дит­ся к несколь­ким эта­пам.       

1 этап – Со­став­ле­ние ма­те­ма­ти­че­ской мо­де­ли

По рас­пи­са­нию: пусть  – ско­рость по­ез­да по рас­пи­са­нию. Длина пе­ре­го­на: . Для рав­но­мер­но­го пря­мо­ли­ней­но­го дви­же­ния верна фор­му­ла:

Тогда время, за ко­то­рое поезд дол­жен был прой­ти пе­ре­гон по рас­пи­са­нию, вы­ра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом: .

Фак­ти­че­ски: ско­рость по­ез­да была уве­ли­че­на, то есть была равна . Длина пе­ре­го­на оста­лась той же: .

Тогда время, за ко­то­рое поезд ре­аль­но про­ехал пе­ре­гон, вы­ра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом: .

Раз­ность между вре­ме­нем по рас­пи­са­нию и фак­ти­че­ским вре­ме­нем и равна тем 5 ми­ну­там, ко­то­рые про­сто­ял поезд на се­ма­фо­ре. Кроме того, важно пом­нить, что по­сколь­ку все ве­ли­чи­ны в за­да­че из­ме­ря­ют­ся в ки­ло­мет­рах и часах, то и ми­ну­ты необ­хо­ди­мо пе­ре­ве­сти в часы. Важно пом­нить, что . По­лу­ча­ем сле­ду­ю­щее урав­не­ние:

 2 этап (работа с математической моделью) в задачах на движение

2 этап – Ра­бо­та с ма­те­ма­ти­че­ской мо­де­лью

Решим по­лу­чен­ное урав­не­ние: . Пе­ре­не­сем все сла­га­е­мые в левую часть урав­не­ния, а затем при­ве­дем их к об­ще­му зна­ме­на­те­лю.

Умно­жим обе части урав­не­ния на , по­лу­чим: 

Дан­ное урав­не­ние эк­ви­ва­лент­но сле­ду­ю­щей си­сте­ме:

Вы­пи­шем ко­эф­фи­ци­ен­ты пер­во­го урав­не­ния: . Вы­чис­ля­ем дис­кри­ми­нант: .

Тогда корни урав­не­ния будут сле­ду­ю­щи­ми: . Оба этих числа удо­вле­тво­ря­ют вто­ро­му нера­вен­ству нашей си­сте­мы.

 3 этап (ответ на поставленный вопрос) в задачах на движение

3 этап – Ответ на во­прос за­да­чи

Так как за  мы обо­зна­ча­ли ско­рость, а ско­рость не может быть от­ри­ца­тель­ной, то един­ствен­ным ва­ри­ан­том от­ве­та оста­ет­ся 80 .

Ответ: .

 Таблица для решения текстовых задач

Вы­пол­нив все три этапа, мы: по­лу­чи­ли ма­те­ма­ти­че­скую мо­дель; ре­ши­ли по­лу­чен­ное урав­не­ние; ото­бра­ли корни, ко­то­рые нам нужны.

Как видно из ре­ше­ния дан­ной за­да­чи, самый слож­ный этап – со­став­ле­ние ма­те­ма­ти­че­ской мо­де­ли.

В этом может по­мочь сле­ду­ю­щая таб­ли­ца (в нашей за­да­че 1 участ­ник – поезд, но 2 слу­чая: фак­ти­че­ское дви­же­ние и дви­же­ние по рас­пи­са­нию):

 

Пла­ни­ру­е­мое дви­же­ние

Фак­ти­че­ское дви­же­ние

Дан­ная таб­ли­ца по­мо­га­ет осмыс­лить за­да­чу и со­ста­вить со­от­вет­ству­ю­щее урав­не­ние.

 Пример решения задачи на движение по реке

Рас­смот­рим еще один при­мер.

За­да­ча 2

При­ста­ни А и В рас­по­ло­же­ны по реке, при­чем В на 80 км ниже по те­че­нию, чем А. Катер про­шел путь из А в В и об­рат­но за 8 часов 20 минут. За какое время катер про­хо­дит путь из А в В и за какое – из В в А, если его ско­рость в сто­я­чей воде равна ?

Ре­ше­ние

Пусть  – ско­рость те­че­ния реки, тогда:

 – ско­рость по те­че­нию реки;

 – ско­рость про­тив те­че­ния реки.

Путь, ко­то­рый про­хо­дит катер между при­ста­ня­ми, равен . То есть, .

Тогда время, ко­то­рое за­тра­тит катер на дви­же­ние по те­че­нию реки, равно:

Про­тив те­че­ния:

Общее время вы­чис­ля­ет­ся по фор­му­ле:

.

По­лу­ча­ем сле­ду­ю­щее урав­не­ние:

Это урав­не­ние легко ре­ша­ет­ся (пе­ре­но­сим все вы­ра­же­ния в левую часть, при­во­дим их к об­ще­му зна­ме­на­те­лю):

Так как ско­рость те­че­ния не может быть от­ри­ца­тель­ной, то ско­рость те­че­ния равна .

Тогда время, ко­то­рое катер по­тра­тил на дви­же­ние по те­че­нию реки: .

А время, ко­то­рое катер по­тра­тил на дви­же­ние про­тив те­че­ния реки: .

Со­ста­вим таб­ли­цу для дан­ной за­да­чи:

 

По те­че­нию реки:

Про­тив те­че­ния реки: 

С по­мо­щью этой таб­ли­цы также можно легко со­ста­вить урав­не­ние для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи.

На этом уроке мы на­учи­лись со­став­лять ма­те­ма­ти­че­ские мо­де­ли для задач на дви­же­ние.

На сле­ду­ю­щем уроке мы на­учим­ся мо­де­ли­ро­вать и дру­гие тек­сто­вые за­да­чи.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/kvadratnye-uravneniya-prodolzhenie/ratsionalnye-uravneniya-kak-modeli-realnyh-situatsiy-zadachi-na-dvizhenie?konspekt&chapter_id=16

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=2jfj3CPOJfI

Файлы