10 класс. Алгебра. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции суммы и разности аргументов.
10 класс. Алгебра. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические функции суммы и разности аргументов.
Комментарии преподавателя
Синус и косинус суммы аргументов
1. Введение. Формулы синуса и косинуса суммы двух аргументов
На уроке рассматриваются формулы синуса и косинусасуммы аргументов, применение этих формул для решения некоторых задач на вычисление и упрощение выражений, решение уравнений и доказательство тождеств.
Самыми важными в тригонометрии являются следующие две формулы:


2. Применение формул синуса и косинуса суммы двух аргументов для разных задач
1. Задача: Вычислить
.
Решение:
1) Применяя формулу синуса суммы двух углов, имеем:

2) Применяя формулу косинуса суммы двух углов, имеем:
.
Ответ:

2. Задача: упростить выражение
.
Решение: применяя формулу синуса суммы двух аргументов, получаем:
.
Ответ:
.
В следующей задаче используется формула косинуса суммы двух аргументов.
3. Задача: упростить выражение
.
Решение:

Ответ:
.
3. Доказательство тождеств с помощью формул синуса и косинуса суммы двух аргументов
4. Доказать тождество:

Доказательство:


,
что и требовалось доказать. Все действия можно провести и в обратном порядке.
5. Доказать тождество:
. (1)
Доказательство:
Пусть 
1) Докажем, что левая часть равна правой части:


2) Можно доказать, что правая часть равна левой части:

Получим


при всех
.
При этом, (1) эквивалентно верному равенству при всех действительных
Тождество доказано.
4. Вычислительные задачи
6. Найдите значение выражения: 
Решение:
Используя формулу
при
получаем:
.
Ответ:
.
7. Вычислить:

Решение:
.
Ответ:
.
5. Применение изучаемых формул при решении уравнений
8. Решить уравнение:
Решение: применяя формулу
при
получаем:


Ответ: 
9. Решить уравнение:
.
Решение:


Частный случай решения уравнения
(см. на рис.1).

Рис.1 Решение уравнения 

Ответ:

10. Задача.
Дано:

Вычислить:

Вычисление:

из основного тригонометрического тождества имеем:

Ответ:
.
11. Формулировка задачи: найти наименьший положительный корень уравнения в градусах

Решение:

Углы со значением синуса
описываются двумя множествами точек, см. рис.2.

Рис. 2. Углы со значением синуса 
или
. 
Поскольку требуется найти наименьший положительный корень, выполним отбор корня (см. рис.3)

Рис. 3.
Первое множество значений
описывается точкой 
Второе множество значений
описывается точкой
.
Ответ: 
6. Итог урока
На уроке рассматривались формулы синуса и косинуса суммы аргументов, их применение для решения некоторых задач.
На следующем уроке будут рассмотрены формулы синуса и косинуса разности аргументов.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/10-klass/preobrazovanie-trigonometricheskih-vyrazhenijb/sinus-i-kosinus-summy-argumentov
http://www.youtube.com/watch?v=u1Y3vP8fd-I
http://www.youtube.com/watch?v=_sjH3SnUJG4
http://www.youtube.com/watch?v=4y_C8jkBZxk
http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/10/10_a_mord_baz.pdf
http://files.matmar.webnode.ru/system_preview_detail_200000448-8db7e8ead2-public/AL_10_04.jpg
http://pr-e-m.ru/photos/image/aHR0cDovLzVrbGFzcy5uZXQvZGF0YXMvYWxnZWJyYS9Ucmlnb25vbWV0cmljaGVza2llLWZ1bmt0c2lpLzAwMDctMDA3LVN2b2pzdHZhLXNpbnVzYS1rb3NpbnVzYS10YW5nZW5zYS1pLWtvdGFuZ2Vuc2EuanBn
http://dxmbkxacdb7tv.cloudfront.net/c387dadb-430f-4364-9805-9a214e982216/tgxgrafik.png
http://dxmbkxacdb7tv.cloudfront.net/c7666ec9-17a6-45cf-a1c8-0b88eefab66a/cosx1.png
http://dxmbkxacdb7tv.cloudfront.net/158e09ee-2a8c-4474-bc65-9faff83108a3/sinx.png