Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Комментарии преподавателя

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цели урока:

  • Обобщение и углубление знаний об именах существительных.
  • Закрепление умений в распознавании имен существительных одушевлённых и неодушевлённых, нарицательных и собственных; имен существительных мужского, женского и среднего рода, имен существительных единственного и множественного числа.
  • Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор имени существительного.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа, классной работы, темы урока.

II. Повторение изученного

Объяснить написания слов, указав падеж и склонение.

Шли от деревн…, стоял на алле…., выступал на лекци…, о внимани…. на урок.., добежал до рощ.., устроился на площадк.., о космическом корабл…

Последнее словосочетание подскажет Вам, какие слова мы сегодня на уроке сделаем ключевыми. Сегодня отправимся в космос с именем существительным.

III. Словарная работа

РАКЕТА

1. Лексическое значение слова проверим по толковому словарю стр. ..
2. Составить словосочетания и разобрать (найти главное и зависимое слово, задать вопрос)

Быстрая ракета (именное)
Ракета в космосе (именное)
Взлететь на ракете (глагольное)

IV. Физкультминутка

Перед следующим заданием – составлением предложения и синтаксическим разбором – повторим члены предложения. Главные: подлежащее и сказуемое, на какие вопросы отвечают, как подчёркиваются ( показываем руками, энергично разводя в стороны) второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство- на какие вопросы отвечают и как подчёркиваются- показываем руками пунктир или волну, или пунктир с точкой, энергично поворачиваясь в разные стороны.

V. Упражнения по закреплению материала

1. Составить простое предложение с однородными членами, используя словосочетания на космическую тематику.

Быстрая ракета оторвалась от земли и исчезла за облаками (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложн. однородными сказуемыми).

2. Составить сложное предложение, используя предложенные выше словосочетания. Составить схему и записать её в тетрадь.
Стремительная ракета оказалась в воздухе, а на Земле учёные продолжают следить за ней.

3. Ответить на вопросы:

а) Чем простое предложение отличается от сложного предложения?
б) Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?
в) Чем двусоставное предложение отличается от односоставного?

4. Составить словосочетания, ставя имена прилагательные в нужном падеже:

Интересный (кино, конферансье) интересное кино, интересный конферансье
Быстрый (кенгуру, метро) быстрый кенгуру, быстрое метро
Тёплый (пальто, кофе) тёплое пальто, тёплый кофе.

5. Найти лишнее слово (устно) и объяснить, почему оно лишнее:

Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).
Луч, камыш, ночь, мяч (все сущ. мужского рода).
Луж, задач, туч, ключ ( все сущ. множественного числа).
Москва, Курск, «Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).
Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).
Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)

6. Сообщение учащихся – участников нашего полёта в мир существительного об именах собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых с примерами.

7. Раскрыть скобки, изменяя фамилии авторов. Объяснить написание.

Романы (Стефан Цвейг), книги (Жюль Верн), (Джек Лондон), (Тарас Шевченко), писательницы (Этель Войнич).

Романы Стефана Цвейга – м.р., книги Жюль Верна – м.р., Джека Лондона – м.р., Тараса Шевченко, писательницы Этель Войнич – ж.р.

Все эти произведения могут быть нужны на бору космического лайнера.

VI. Введение в тему урока

Задача сегодняшнего путешествия:

  • Повторить признаки существительного.
  • Синтаксическую роль в предложении.
  • Научиться грамотно выполнять письменный разбор имени существительного.

Обратите внимание на карту галактики «Имя существительное». (На парте одна карта для ознакомления)

  • Планеты и их спутники – морфологические признаки имени существительного.
  • Всё ли мы повторили? (Падежи)
  • Назовите падежи по порядку с вопросами.
  • Почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого? (У существительных есть постоянные и непостоянные признаки)

VII . Работа с учебником

Откроем учебник страница .., посмотрим план разбора имени существительного.

  • Назовите постоянные признаки?
  • Назовите непостоянные признаки?
  • Каким членом предложения может быть выражено имя существительное?

Из предложения, которое мы составили в начале урока возьмём для разбора существительное РАКЕТА и выполним его по образцу, который есть в учебнике и у вас на парте.

Для тех, кто работает вперёд упражнение № .. (морфологический разбор выделенных существительных).

VIII. Домашнее задание

Составить связный текст или отдельные предложения с данными существительными: ПОЛЁТ, КОСМОНАВТ, ЗВЕЗДА, СОЛНЦЕ, РАКЕТА, ПЛАНЕТА или выполнить упражнение № ..., сделав морфологический разбор двух существительных.

IX. Итог урока

  • Что мы сегодня закрепили на уроке?
  • Изменился ли морфологический разбор имени существительного в начальной школе и в 6 классе? Что именно?
  • И для полного возвращения на Землю мы должны выставить оценки за урок.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.