Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Морфология и орфография. Имя существительное. 6 класс ( урок 61-82 )

Комментарии преподавателя

«Существительные общего рода»

по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.

Тростенцова Л.А.  и др.

Русский язык. 6 класс

Тип урока: объяснение нового материала. (открытие новых знаний)

Метод обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный.

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Цель: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи. Совершенствовать навыки определения рода имен существительных, умение употреблять в речи существительные общего рода; 

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

  2. Стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, развивать речь учащихся, обогащая новыми словами, существительными общего рода. развивать умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, способствовать развитию устной и письменной речи.

  3. Воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам, а также интерес и любовь к родному языку.

План урока.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний учащихся.

    3. Представление  темы и постановка целей урока.

    4. Изучение нового материала.

    5. Тренировочные задания.

    6. Подведение итога урока.

  1. Организационный момент.

Проверка списочного состава учащихся. Поддержка положительного эмоционального состояния учеников (представление диалога «Неряха» с двумя-тремя учениками).

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Задание. Ребята, спишите пословицы, выпишите существительные, поставив в именительный падеж и распределив их по родам. Обозначьте для себя трудности. (Проецируется на экран)

На каждого простофилю найдется мошенник (непальская).

Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская).

Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская).

Языком мастер, а делом – левша (адыгейская).

Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая).

Ученики, выполняя задание, выделяют проблемные для них слова:

простофиля, бедолага, задира, левша, гуляка, где затрудняются определить род.

Учитель: ребята, почему определение рода данных существительных вызвало у вас затруднение, узнаем на сегодняшнем уроке.

Представление темы и постановка целей урока.

  1. Проблемная ситуация с поиском правильного употребления имен существительных общего рода «невежда» и «невежа».

Работаем над умением сравнивать.

В чём отличие между существительными «невежда» и «невежа»?

Работа с Толковым словарем русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, этимологическим словарем русского языка Г.П. Цыганенко  (выявление лексических значений, этимологии имен существительных):

Информация обучающихся

Невежда - м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.

Невежа - м. и ж., грубый, невоспитанный человек.

Вопрос

Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?

Определение рода имени существительного.

Мужского или женского рода слово «невежда»?

Невежда - это неграмотный человек (м.р.)

А если невежда – женщина? (ж.р.)

Вывод: «невежда» - это существительное общего рода.

Формулирование  темы и целей урока учащимися класса:

- тема урока - существительные общего рода.

Цель:

понять, какие существительные называются существительными общего рода, научиться отличать их от существительных мужского и женского рода, согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени и правильно пользоваться в речи.

  1. Изучение нового материала.

Итак, работаем над  понятием «существительное общего рода».

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то лиц женского пола, называются существительными общего рода (пример: непоседа Костя - непоседа Таня).                                    

  1. Лексическая работа.

Приведите примеры существительных общего рода.

-Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка 

(Составьте словосочетания с данными существительными, работа учащихся на доске и в тетрадях).

Информация учителя.

Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.

Вопрос

Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительные общего рода?

Ответ

- С отрицательной.

Информация учителя

Использование существительных общего рода в устном народном творчестве, в письменной литературе.

а) Ребята, послушайте удивительные произведения устного народного творчества. Они называются дразнилки  и корилки (от слов корить, дразнить). Слушая их, попытайтесь выписать существительные общего рода.(Проецируется на экран)

*Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Особенно в старину не любили жадных людей.

       *Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвёртую копейку

Расшибётся об скамейку.

А эти корилки закончите сами:

*Что за шум, что за рёв?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка.

Это Лена ... {рёвушка).

*Вот подходит к детворе.

 Затевает драку,

 Все боятся во дворе

Такого ... {забияку).

  1. А теперь проверим вашу внимательность. Какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества (плакса, жадина, рёвушка, забияка).  

б) Слово учителя об использовании существительных общего рода в письменной литературе.

- Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. Об одном из своих героев А.С.Пушкин сказал:

* «Он два раза в неделю страдал от обжорства». * «Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»

  1. Это сказано о Троекурове - герое повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Скажите, какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

Ответ. Он обжора и невежа.

  1. Видите, как точно и хлёстко характеризуют человека эти слова.

Но существительные общего рода дают и положительную оценку людям: «молодчина», «умница», «трудяга», «работяга», «чистюля», «дока».

Приведите примеры существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

На доске текст.

Подберите существительные общего рода к чертам характера человека :

Безобидный, тихий, смирный человек – (тихоня)

Драчун, зачинщик ссор и драк – (забияка)

Тот, кто любит сладости – (сладкоежка, сластёна)

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой – (левша)

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь – (попрошайка)

Кто любит болтать вздор, пустяки – (пустомеля)

Праздный, глазеющий от скуки по сторонам – (зевака)

Хвастливый человек – (хвастунишка)

Тот, кто постоянно всё теряет, забывает – (растяпа)

Тот, кто подлизывается к кому-то – (подлиза)

Человек, который наушничает – (ябеда)

Человек, который, выдвигая себя, стремится выслужиться – (выскочка)

Сонливый, любящий много спать –(соня)

Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы – (белоручка)

Неаккуратный, лишённый опрятности – (неряха)

Очень подвижный, суетливый ребёнок – (непоседа)

Самопроверка по образцу (Мультимедийный проектор)

  1. Грамматическая работа.

Рассказ - инсценирование.

Автор: Ещё в сентябре одна ученица, рассказывая о своём летнем отдыхе, поведала мне

историю. Вот какая история. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, студентка вуза, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Вожатая: - Вот видишь, ты какая большая неряха.

Мальчик: - Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

Вожатая: - Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

Мальчик: - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Автор: Вожатая, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пыталась приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно.

Вопрос

-Почему сопротивлялся её собеседник?

Ответ

-Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить «большой неряха», «такой неряха».

-Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

 

 

Вывод

Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в м.р. при существительных общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Пример: Маленький Костя - такой неряха. Маленькая Таня – такая неряха

  1. Работа с учебником.

Проверим себя по учебнику: стр. 91, параграф 41. Что вы ещё узнали, прочитав параграф?

Ответы.

Существительные общего рода имеют окончание -а (-я).

Относятся к 1-ому склонению. Обозначают качества людей. Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

V. Тренировочные задания.

а) Работа с учебником.

Упражнение 229  стр.91.

Ученики:

-  читают и комментируют  6 предложений

Серёжа - круглый сирота. Маша -  круглая сирота.

Миша — большой забияка. Марина — удивительная забияка.

«Какой ты зазнайка, Петя!» - удивилась мама.

«Какая ты зазнайка, Люба!» - удивилась мама.

- записывают первое и последнее предложения в тетрадь

  1. объясняют знаки препинания в предложениях

В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением «Люба», которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.

б) Запись обучающимися  предложений под диктовку.

Ученики:

- определяют по заданию  о девочке или мальчике едёт речь

 - указывают род подлежащих

1) Наша соня проспала все каникулы. 2) Сластёна съел все шоколадные конфеты.

/1) Наша соня (ж.р.) проспала все каникулы. 2) Сластёна (м.р.) съел все шоколадные конфеты/.

-отвечают на вопрос

 Как согласуются глаголы-сказуемые с существительными общего рода? (По смыслу).       

Итоги урока.

Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.