Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )

Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )

Комментарии преподавателя

Этимология слов» (6 класс)

 

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся позитивного, личностного, бережного отношение к слову

Задачи урока

образовательная: дать учащимся представление об исторических закономерностях в происхождении слов, познакомить с этимологическим словарем;

  • развивающая: развивать умение сравнивать, сопоставлять, самостоятельность мышления, способствовать развитию воображения, интереса к истории родного языка;
  • воспитательная: содействовать формированию культуры речи, культуры общения.

Оборудование к уроку

1.Мультимедиа для коллективной  работы по аспектному анализу текста и сообщений учащихся по презентации «Происхождение русских ругательств»

2.Карточки для творческой работы в парах

3.Новые словарные слова: ЭТИМОЛОГИЯ, глашатай, кольчуга, невежа, невежда

4.Текст для самостоятельной творческой работы по методу «Продолжи рассказ»

 Ход  урока

 1.Анализ текста (текст на доске)

Май  пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают р..стительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отр..стают, густеют травы.

В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прил..тают гл..шатаи тепла – ласточки. Любители соловьиного пения насл..ждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выб..рает себе ивняковые заросли, а в садах – боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше.

(А.Стрижев)

Задания по тексту (коллективная работа)

— Докажите, что эти предложения являются текстом. Определите тему и основную мысль.

(Тема-  начало весны, основная мысль – пробуждение природы вызывает восторг у человека)

-Определите тип и стиль текста

— Какие изобразительные средства языка автор использует?

-Встречается ли в тексте эмоционально окрашенная лексика? (наслаждаются)

С какой целью?

(С помощью эпитета «дружно», сравнения «глашатаи тепла», «зеленой стеной» автор выражает свой восторг, радость от созерцания пробуждающейся природы)

— Какой знак препинания в тексте пропущен? Объясните его постановку

— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами в два столбика. Объясните орфограммы. (Работа у доски – 2 учеников)

Слова с чередующимися                         Слова с проверяемыми

безударными гласными в корне                                        безударными гласными в корне

        отрастают                                                      прилетают

                    растительность                                              наслаждаются

                    выбирает

— Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов (работа у доски – 2 учеников)

отрастают                                                        наслаждаются

-Какое слово нельзя проверить? Почему?

(Слово «глашатай» — (старослав.) не проверить из-за неполногласия гласных,  в современном языке – голос (полногласие).

— Является ли это слово устаревшим? С какой целью его использует автор?

(Слово «глашатай» придает торжественность встрече весны. Это долгожданная   встреча)

— В каком словаре мы можем узнать о лексическом значении и происхождении слова «глашатай»? (В этимологическом)

 

2.«Заглянем мы, как Пушкин встарь, в этимологический словарь».

Знакомство с этимологическим словарём. Чтение словарной статьи о происхождении слова «глашатай»

Запишем тему урока – Этимология слов

Невежа – невежда.

— Что обозначают эти слова?

 Эти слова в древности имели одно значение. Они были однокоренными со словом «ведать», то есть «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове «ведьма»: она все знает. Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда-тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа — невежливый, невоспитанный человек. А слово «ведьма» в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда.

Послушайте стихотворение С.Острового «Первородство». (Чтение учеником)

Первородство

К словам привыкаешь день ото дня.

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня! –

Это значит:

Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Обереги меня! —

Это значит:

— Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня! –

Это значит:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово

тебе сотворит

добро.

(С. Островой)

 

Слова, как люди, рождаются и умирают, но оставляют после себя след – своих потомков, родственников.

Забытое слово «коло» — окружность, круг, обод, обруч, колесо. Слово исчезло, но живы до сих пор родившиеся от него слова. Какие это могут быть слова?

(Колесо, коляска, колесница, кольцо, колобок, околица, околыш (на фуражке), окольная дорога, кольчуга)

(Кольчуга← кольцо — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец)

 3.Работа в парах по карточкам

(На каждой карточке по паре родственных слов, и третье — слово-подсказка, которое поможет доказать наличие родства между двумя исходными словами. Ваша задача, ребята, — доказать наличие родственных связей между парами этих слов.

 

 Исходные слова                                                                 Слово-подсказка

 

1.Врач – вор                                       врать-«бормотать», позднее-«говорить неправду»

 

2.Горе – горечь                                  гореть-«жечь, мучать»

 

3.Печаль – печать                              печь- «жечь»

 

4.Грех – грелка                                  греть — «жечь»

 

5.Стыд – простуда                             студить-«холодить»

 

6.Сердиться – середина                     сердце

 

7.Мерзкий – мороз                             мерзнуть

 

История многих слов необычна и поучительна. Влияние человеческого слова огромно.

«Слово о словах» В.Солоухина (чтение учеником)

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В.Солоухин)

 

  1. О происхождении некоторых русских ругательств

«Слова-ветер, а бранные слова-сквозняк, который вреден», — считал У.Шекспир. Некоторые слова могут ранить очень больно. А всегда ли эти слова были такими? О происхождении некоторых  русских ругательств (учащиеся рассказывают либо читают  о происхождении бранных слов, в это время их рассказ сопровождается просмотром презентации).

                                                 1 выступающий –

Харя

Если бы нашим предкам предложили дать по харе, они, скорее всего, не отказались бы. Первоначально харями назывались маски. А поскольку маски были очень страшными, то этим словечком впоследствии стали называть отталкивавающие физиономии вообще.

Ряха

Это слово вообще не имело никакого отношения к лицу. Так называли опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось «неряха», а вот антоним приобрёл совершенно неожиданный искажённый смысл.

2 выступающий –

Болван

В нашем понимании – неотёсанный, глупый человек. Первоначально же так назывались обрубок бревна, чурбан, истукан, статуя, глыба, животное

Лох

Оказывается, словечко су­ществовало задолго до наших дней, когда молодежь с такой любовью пользуется этим руга­тельством. Лохом {лоховесом, лопоухим) издревле называли в Псковской губернии разных юных шалопаев.

Возможно также, что сло­во восходит к украинскому «волох» — румын, молдаванин, либо «галах» — оборванец, бродяга.

3 выступающий –

      Мымра

И этот образ родом из ста­рины! Раньше мымрой называ­ли домоседа. Мумрить (мымрить), значит, сидеть безвы­ходно дома.

Бугай

Так называли здорового детину, человека большого ума и таланта. Слово «бугай* пришло к нам из тюркских языков, где оно означает «бык». В некоторых российских губерниях впоследствии так называли племенного быка,  древ­нюю великокняжескую верхнюю одежду.

                                                         4 выступающий –

Ублюдок

Это слово изначально не применялось в качестве оскор­бления. Ублюдком называли по­месь животных двух видов, на­пример, кобылы и осла, волка и собаки. Затем так стали назы­вать незаконнорожденных де­тей, а в XX веке слово оконча­тельно превратилось в руга­тельство.

Халтурщик

 Устаревшее значение слова «халтура» («халтура») — поминки по умершему. Еще так называли даровую еду и питье на поминках. А в воровском мире «халтурой» называли обворовывание могил со свежими покойниками на другую ночь после похорон. Таких воров соответственно звали «халтурщиками». Это были последние люди в блатном мире.

5 выступающий –

Идиот

Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «идиотэс» означало вовсе не «дурень», а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника. А так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.

Кретин

Слово пришло из латыни, искаженное от «христианин»

                                                                    6 выступающий –

Олух

Слово произошло 0т «волоха» (пастуха). Так что «олух Царя небесного» — это изысканный комплимент!

 Подлец

Существует версия,   что слово пришло из польского языка, где оно означало »простой, незнатный человек». Страшно подумать, скольких мужчин обозвали таким нелепым образом.

И все-таки последние ис­следования показывают, что слово является исконно русским. Слово «подлый» восходит к об­щеславянской основе: «подл», что означало «исподний, низкий, земной». Отсюда Значение «простой, простонародный». Вспом­ните из русской литературы вы­ражение «подлый люд» то есть «простой народ». Негативное значение «подлый» (в нравствен­ном смысле) известно с середи­ны XVIII века.

7 выступающий –

Поганец

Пришло из латыни. Селя­нин, деревенский житель

Скотина

Слово произошло от немец­кого «скат» «деньги (богатство», сокровище)». Первоначаль­но, конечно, так называли домаш­них животных, а затем «сокровищем» стали обзывать  и людей

8 выступающий –

Стерва

Слово тоже имеет отноше­ние к животным.  Так  называли труп околевшего скота, падаль, мертвечину, дохлятину, упадь, дохлую, палую скотину.

Шваль

Тоже слово «животного» происхождения. Зимой 1812 года по снежному полю бродили одинокие, оборванные, голодные солдаты разбитой армии Наполеона. Кругом лежали трупы лошадей. Французы, показывая на них, кричали: «Шеваль!» (спеуа! — лошадь). Простые крестьяне, естественно, не знали, что это слово обозначает, но догада­лись, что, видимо, нечто ненуж­ное, падаль. Так в простонарод­ный язык вновь попало это ино­странное слово.

9 выступающий –

         Негодяй

Слово совершенно не отно­силось к бранным, оно означало «рекрут, непригодный к воинской службе».

 Зараза

И уж совсем иной смысл  имело слово «зараза»! Если бы  несколько веков назад так назвали девушку, она бы не обиде­лась, а поблагодарила за ком­плимент. В те времена «Какая вы зараза!» означало: «Какая вы прелесть, само очарование!»

10 выступающий –

              Урод

Слово произошло от славян­ского корня род,  в значении «плод, рожденный» с добавлени­ем приставки «у». То есть «урод» — это, грубо говоря, «уродившийся». То есть «урод».

Отрицательный смысл у слова по­явился позднее, и то не везде. В польском языке, например, слово «урода» до сих пор означает «кра­сота» Кстати,  «юродивый» тоже, в свою очередь, произошел от слова «урод» (юрод»)

Мерзавец, мразь

Слово «мерзавец» образо­вано от той же основы, что и «мерзкий». А «мерзкий», в свою очередь, родственно слову «мо­роз» Раньше «мерзкий» означа­ло «холодный- («морозкий», «мерзый»). Так в русском языке отразилось неприятное ощущение   от холода. От этой же основы происходит  слово «мразь».

5.Продолжи рассказ

Про некоторых людей говорят: «У, настоящая Баба-Яга!»

Один из самых отрицательных персонажей русских народных сказок тоже имеет историю происхождения своего имени. Помогите дорисовать ее образ

 

Текст  для  самостоятельной творческой работы по методу «Продолжи рассказ»

Баба-Яга – фантастический персонаж … ( русских народных сказок)

В сказках ее часто называют … (костяная нога)

Ее неизменные спутники … (сова, черный кот, мыши)

Портрет Бабы-Яги крайне непривлекателен … (старая, горбатая, с лохматыми длинными волосами, с длинным крючковатым носом, неопрятная…)

Она постоянно вредит героям сказок, помогая  … (злым силам: Кащею Бессмертному, Лешему…)

Но иногда она помогает … ( героям сказок найти дорогу, возлюбленную…)

Основные черты ее характера … (злоба, жестокость, жадность…)

Имя бабы произошло от древнего корня – яг- «злой, мерзкий»; когда-то в языке существовал глагол «ягать», что значит … «кричать, бушевать, бесчинствовать»).

Имя Бабы-Яги используется не только для обозначения … (сказочных персонажей). Бабой-Ягой называют человека … (злого, несправедливого, и к тому же неряшливо, неопрятно выглядящего).

 6.Дома

-Скажите, что в переводе с английского обозначает слово «фэмили»?

(Это слово заимствовано с латинского языка, обозначает «семья». А наука, которая изучает значение и происхождение фамилий (и вообще имен собственных) называется ономастика.

Ребята, напишите, узнайте или придумайте происхождение своих фамилий.

7.Выводы по уроку (рефлексия)

Мы сегодня познакомились с происхождением некоторых слов.

-Что такое этимология?

— Зачем нужно изучать историю происхождения слов?

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.