Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )

Словообразование и орфография. 6 класс ( урок 35-60 )

Комментарии преподавателя

Тема: «Способы словообразования в русском языке»

Цели: познакомить с основными способами словообразования, научить определять способ образования слова, выделять суффиксы и приставки, развивать навык составления словообразовательных цепочек.

Ход урока:

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

Объяснение нового материала.

  1. Опрос по составу слова.

- Слово, ребята,- это живое существо. Оно может обижаться, радоваться, сердиться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – корень. Голова слова – это приставка. Она все время думает, как помочь сердцу – корню – лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй догадайся. А если добавить приставку, многое становится понятным.

- Запишем эти слова с приставкой:

  • Пришел, пошел, сошел, отошел, вышли.

- Вот что значит слово «с головой»!

- Для чего же служит приставка?

- Такой способ образования называется приставочным.

 

  1. А суффикс – это руки! Да, рабочие волшебные руки. Суффикс может все!

- Возьмем слово дом. Суффикс изменит его размер. Запишите слова:

  • Домик, домишко, домина, домище.

- Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Проверьте: школа – школьник, город – горожанин, Москва – москвич. Маленький да удаленький!

- Словом, слова, как и люди, стремятся принарядиться, модно одеться. Каким же способом эти слова образованы? ( Суффиксальным).

- Очень заманчивый суффикс –ник. Каких только слов он не образует?!

- Запишите слова с этим суффиксом – ник. Я даю вам первое слово, а вы дальше.

  • Нахлебник, наездник, напильник, наставник, наследник, подсвечник, подснежник.

- Есть в русском языке слова, которые образуются одновременным присоединением приставки и суффикса. Такой способ называется приставочно-суффиксальным.

 

3. Работа с учебником.

- Прочитайте Параграф 23 и скажите, о каком способе образования мы еще не сказали.

- Еще один способ – сложение основ.

  • Проведем «Аукцион». За 3-4 минуты записать как можно больше таких слов: самолет, вездеход… На что надо обратить внимание? (На наличие соединительной гласной буквы о или е).

  • А вот интересные сложные слова, которые просто складывают друг с другом: изба-читальня, диван-кровать, кафе-ресторан, телефон-автомат. Они пишутся через дефис.

- Наконец, 5 способ – это переход из одной части речи в другую.

Рядовой (прил.) боец – рядовой (сущ.)

Первый (числ.) номер – первый (прил.) ученик, в значении «лучший».

 

4. Закрепление в упражнениях и заданиях.

  • Образуйте новые существительные при помощи суффиксов:

Камень, футбол, стол, храбрый, красный, новый.

Какие вы использовали суффиксы? Какой способ словообразования?

  • Образуйте новые слова по аналогии.

Вред-безвредный, след-…, облако, слава, дно.

Птица-птичий, лиса, медведь.

Письмо-письмоносец, орден, крест.

  • Образуйте словообразовательные цепочки.

Журнал-журнальный-журналист-журналистка-журналистика-журналистский…

Дать-…

Вода-…

  • Выполнение упражнения №125 (Учебник «Русский язык.6 класс» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)

  • Запись под диктовку.

В летописях каждый факт, цепь событий излагается последовательно год за годом, столетие за столетием. А былины никаких дат не знают. Нельзя точно ответить на вопрос, когда происходили описанные события.

Герои новгородских былин – богатые купцы, мореплаватели, рыбаки. Реальная жизнь проглядывает в былинах.

- Найдите слова, образованные разными способами, с которыми мы сегодня познакомились.

5. Подведение итогов урока.

- Назовите основные способы словообразования в русском языке.

- Сделайте вывод о способах образования слов в русском языке.

6. Выставление оценок.

Дом.задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.