5 класс. Литература. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор

5 класс. Литература. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор

Комментарии преподавателя

 1. Понятие жанра

Здрав­ствуй­те! Се­год­ня мы с вами будем го­во­рить о жан­рах. Мы уже знаем, что жанр - это та «одеж­ка, по ко­то­рой встре­ча­ют про­из­ве­де­ние, это те общие при­зна­ки, по ко­то­рым про­из­ве­де­ния можно узнать и по­ста­вить в ряд с дру­ги­ми, по­хо­жи­ми. Т.е.. сгруп­пи­ро­вать По­ня­тие жанра ха­рак­тер­но для каж­до­го  вида ис­кус­ства, и есте­ствен­но, для ли­те­ра­ту­ры тоже.

На про­шлых уро­ках мы по­зна­ко­ми­лись с таким жан­ром уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства как сказ­ка, мы узна­ли, что у на­род­ной сказ­ки есть свои жан­ро­вые осо­бен­но­сти.

Но можем  ли мы ска­зать, что сказ­ка – един­ствен­ный жанр уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства? Ко­неч­но, нет.

А можем ли мы ска­зать, что «Алень­кий цве­то­чек», «Ля­гуш­ка-пу­те­ше­ствен­ни­ца», « Чер­ная ку­ри­ца , или под­зем­ные жи­те­ли», «Го­ро­док в та­ба­кер­ке» не сказ­ки, по­то­му что не от­но­сят­ся к уст­но­му на­род­но­му твор­че­ству – их  со­зда­ли пи­са­те­ли? Тоже нет, это точно сказ­ки.

Надо ска­зать, что жанры тоже груп­пи­ру­ют­ся – в роды ли­те­ра­ту­ры)           

По­лу­ча­ет­ся, что жанр – как бра­тья у одной ма­те­ри, а род – со­еди­не­ние несколь­ких  семей

 2. Роды литературы

Су­ще­ству­ют три рода ли­те­ра­ту­ры: эпос, ли­ри­ка и драма или «театр».

Ли­ри­ка  объ­еди­ня­ет про­из­ве­де­ния, где важно пе­ре­дать чув­ства от­дель­но­го че­ло­ве­ка. В ли­ри­че­ском про­из­ве­де­нии автор все­гда го­во­рит от пер­во­го лица: «Я».   Это может быть на­род­ная песня или сти­хо­тво­ре­ние, на­пи­сан­ное по­этом,  на­при­мер.

 Драма – то, что со­зда­но для пред­став­ле­ния на сцене

Эпос – это все про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых пе­ре­да­ет­ся  взгляд на со­бы­тия, мысли по по­во­ду со­бы­тий с по­зи­ции груп­пы людей, об­ще­ства, на­ро­да. Автор все­гда го­во­рит с точки зре­ния «мы», чи­та­те­лю  ин­те­рес­но сле­дить за раз­ви­ти­ем дей­ствия.  Эпи­че­ски­ми бы­ва­ют и про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные кем-то, и на­род­ные про­из­ве­де­ния.

Кто раз­де­лил ли­те­ра­ту­ру на эпос, ли­ри­ку и драму?

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «по­вест­во­ва­ние») — ге­ро­и­че­ское по­вест­во­ва­ние о про­шлом

Ли­ри­ка (от греч. lýга — му­зы­каль­ный ин­стру­мент, под ак­ком­па­не­мент ко­то­ро­го ис­пол­ня­лись стихи, песни

Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — де­я­ние, дей­ствие)

Все эти слова имеют гре­че­ское про­ис­хож­де­ние. Это неслу­чай­но. Впер­вые роды ли­те­ра­ту­ры раз­де­лил гре­че­ский мыс­ли­тель – фи­ло­соф Ари­сто­тель.

Рис. 1. Скульп­тур­ный порт­рет Ари­сто­те­ля

Он жил почти 400 лет до нашей эры, то есть 2 с по­ло­ви­ной ты­ся­чи лет назад. Имен­но он  со­зда­тель мно­гих  са­мо­сто­я­тель­ных наук.  Кроме того, он был на­став­ни­ком ве­ли­ко­го Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го и вдох­нов­лял его дойти до края земли. Без Ари­сто­те­ля, может быть, не было бы за­хва­ты­ва­ю­щих  во­об­ра­же­ние по­хо­дов ве­ли­ко­го  Алек­сандра.

 3. Эпические жанры

О жан­рах эпоса мы се­год­ня и по­го­во­рим по­дроб­нее.

Можно ли счи­тать на­род­ную сказ­ку эпи­че­ским про­из­ве­де­ни­ем?

Да, ко­неч­но, ведь мы с жад­но­стью сле­дим за раз­ви­ти­ем сю­же­та, нам ин­те­рес­но знать, что будет даль­ше

А в сказ­ке, при­ду­ман­ной пи­са­те­лем, важно, ин­те­рес­но сле­дить за по­во­ро­та­ми сю­же­та? Тоже ин­те­рес­но. Зна­чит, это тоже эпи­че­ский жанр. Итак,  сказ­ка – эпи­че­ский жанр, ха­рак­тер­ный и для уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, и для ли­те­ра­тур­но­го, ав­тор­ско­го).А ин­те­рес­но, какие эпи­че­ские жанры ха­рак­тер­ны толь­ко для уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, какие толь­ко для ли­те­ра­ту­ры, а какие пе­ре­се­ка­ют­ся? К боль­шим жан­рам  уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства от­но­сят­ся: сказ­ка, бы­ли­на, ле­ген­да, сказ…

А к каким жан­рам от­но­сят­ся про­из­ве­де­ния раз­ных пи­са­те­лей? На­вер­ное,  будет проще от­толк­нуть­ся от имен из­вест­ных вам пи­са­те­лей. Итак:Что писал Ганс Хри­сти­ан Ан­дер­сен? – сказ­ки. А «Се­реб­ря­ное ко­пыт­це» и «Ка­мен­ный цве­ток» Ба­жо­ва  - это сказ ( ис­то­рия – по­гра­нич­ник между сказ­кой и рас­ска­зом) А «За­плат­ка» Ни­ко­лая Но­со­ва – это что? Верно, рас­сказ. Ко­рот­кая ис­то­рия с неболь­шим ко­ли­че­ством ге­ро­ев и одним со­бы­ти­ем. А  если это за­хва­ты­ва­ю­щая во­об­ра­же­ние, часто аван­тюр­ная ис­то­рия од­но­го со­бы­тия,  ее на­зы­ва­ют но­вел­лой. Когда  со­бы­тий несколь­ко и ге­ро­ев боль­ше, чем в рас­ска­зе,  – это уже по­весть. «В Ти­му­ре и его ко­ман­де» Ар­ка­дия Гай­да­ра дей­ству­ет целая ко­ман­да маль­чи­шек, и со­бы­тий в их жизни слу­ча­ет­ся очень много. А еще боль­ше по­ве­сти? Когда перед нами про­хо­дят годы жизни героя, их разве уме­стишь в по­весть? Нет. Это уже роман. Воз­мож­но, вы чи­та­ли ро­ма­ны Жюля Верна «Дети ка­пи­та­на Гран­та» или Алек­сандра Дюма «Три муш­ке­те­ра» Сказ­ки  могут быть на­род­ны­ми, а могут быть при­ду­ма­ны пи­са­те­лем на ос­но­ве на­род­ной сказ­ки или со­вер­шен­но са­мо­сто­я­тель­но. Такие сказ­ки на­зы­ва­ют­ся ли­те­ра­тур­ны­ми. За­ко­ны со­зда­ния таких ска­зок несколь­ко от­ли­ча­ют­ся от «пра­вил» рас­ска­зы­ва­ния на­род­ных ска­зок, и мы с вами обя­за­тель­но об­су­дим, в чем же это раз­ли­чие. Се­год­ня был очень труд­ный урок. Тео­ре­ти­че­ский. Очень важ­ный урок. Для того чтобы лучше по­ни­мать ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние, очень важно сразу су­меть рас­смот­реть,  «по одеж­ке»,  « с чем  мы имеем дело»  А по­мо­гут нам в этом  зна­ния о жан­рах ли­те­ра­ту­ры. 

 ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/teoriya-literatury-folklornye-i-literaturnye-zhanry/epicheskie-zhanry-unt-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-i-literaturnye-zhanry?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=Y9QPKQap8V0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.