Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Комментарии преподавателя

Со­би­ра­ем осе­нью уро­жай пло­дов,

Сколь­ко людям ра­до­сти после всех тру­дов.

Все лето люди вы­ра­щи­ва­ли на полях, в садах, ого­ро­дах раз­ные куль­тур­ные рас­те­ния. На­сту­пи­ла осень, а зна­чит при­ш­ла пора со­би­рать уро­жай. Уро­жай – это ко­ли­че­ство со­бран­ных пло­дов, зла­ков и трав.

ЯГОДЫ

Плоды с соч­ной мя­ко­тью и мно­же­ством семян на­зы­ва­ют ягод­ны­ми. Ягоды, как фрук­ты, об­ра­зу­ют­ся на месте цвет­ка. Ягоды со­зре­ва­ют на ку­стар­ни­ках или тра­вя­ни­стых рас­те­ни­ях. Да­вай­те узна­ем, какие ягоды вы­ра­щи­ва­ет че­ло­век.

        Клуб­ни­ка

     Ма­ли­на

   Смо­ро­ди­на

 

         Кры­жов­ник 

После сбора фрук­тов и ягод люди упо­треб­ля­ют их све­жи­ми. Ведь в них со­дер­жит­ся боль­шое ко­ли­че­ство ви­та­ми­нов. А еще варят ком­пот, де­ла­ют ва­ре­нье, за­мо­ра­жи­ва­ют и мно­гое дру­гое.

 

Плоды об­ра­зу­ют­ся на месте цвет­ка после его опы­ле­ния. Да­вай­те узна­ем, как на­зы­ва­ют­ся эти плоды. В саду на де­ре­вьях со­зре­ли фрук­ты – яб­ло­ки, груши, сливы, вишня. Каж­дый плод со­дер­жит в себе се­ме­на. Внут­ри яб­ло­ка на­хо­дят­ся се­меч­ки, внут­ри сливы – ко­сточ­ка.

 

А те­перь от­пра­вим­ся в ого­род, там со­зрел уро­жайово­щей.

Что рас­тет на нашей гряд­ке?

Огур­цы, го­ро­шек слад­кий,

Тол­стый крас­ный по­ми­дор,

Он из­ве­стен с дав­них пор.

Есть мор­ков­ка и лучок,

Ост­рый перец, чес­но­чок,

Есть ре­дис­ка и салат.

Наша гряд­ка – про­сто клад.

Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с ними по­бли­же и узна­ем много ин­те­рес­но­го.

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хру­ста,

Если я ка­пу­ста.

 

Ка­пу­ста яв­ля­ет­ся важ­ней­шим овощ­ным рас­те­ни­ем. Ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки рас­ска­за­ли уче­ным о том, что люди на­учи­лись вы­ра­щи­вать ка­пу­сту очень давно. Люди са­жа­ют ка­пу­сту во всем мире. Зна­е­те ли вы, что че­ло­век упо­треб­ля­ет в пищу ли­стья этого рас­те­ния? Ка­пу­ста – очень по­лез­на. Из нее де­ла­ют салат, ее ква­сят, солят, сушат и жарят.

А зна­е­те, какой овощ при Петре 1 на­зва­ли Чер­то­вым яб­ло­ком, а потом вто­рым хле­бом? Это кар­то­фель, он по­явил­ся в Рос­сии во вре­ме­на Петра 1. Так как люди ни­че­го не знали об этом овоще, они сна­ча­ла на­ча­ли есть ягоды, ко­то­рые об­ра­зо­ва­лись на месте цвет­ка. Мно­гие отра­ви­лись, ведь ягоды у кар­то­фе­ля ядо­ви­тые. Вот по­это­му его и на­зва­ли Чер­то­вым яб­ло­ком. И толь­ко когда люди по­ня­ли, что сек­рет кар­то­фе­ля за­клю­ча­ет­ся в его клубне, его стали вы­ра­щи­вать на полях. Овощ так по­нра­вил­ся людям, что те­перь его стали на­зы­вать вто­рым хле­бом. Из­вест­но более ты­ся­чи блюд из кар­то­фе­ля.

 

Он круг­лый, он крас­ный,

Он вкус­ный без спора,

Среди ово­щей нет соч­ней по­ми­до­ра.

По­ми­дор в пе­ре­во­де с ита­льян­ско­го озна­ча­ет «зо­ло­тое яб­ло­ко». Вто­рое на­зва­ние – томат. Дол­гой и ин­те­рес­ной была до­ро­га по­ми­до­ра к на­ше­му столу. Сна­ча­ла его счи­та­ли де­ко­ра­тив­ным рас­те­ни­ем. По­ми­до­ры кра­со­ва­лись на под­окон­ни­ках в горш­ках у жи­те­лей мно­гих стран. Дол­гое время по­ми­до­ры счи­та­лись ядо­ви­тым рас­те­ни­ем. Сей­час по­ми­до­ры едят сы­ры­ми, их кон­сер­ви­ру­ют, и по­ми­до­ры вхо­дят в со­став мно­гих со­усов.

На гряд­ке длин­ный и зе­ле­ный,

А в катке жел­тый и со­ле­ный.

   

 

Огур­цы – одни из самых древ­них куль­тур­ных рас­те­ний. Ро­ди­ной огур­цов яв­ля­ет­ся Индия. В Индии и сей­час можно встре­тить дикие огур­цы, ко­то­рые, как лианы, об­ви­ва­ют де­ре­вья в лесах. Огур­ца­ми опле­те­ны за­бо­ры ин­дий­ских се­ле­ний. А вот древним гре­кам и егип­тя­нам огур­цы были из­вест­ны как куль­тур­ные рас­те­ния. Огур­цы мы упо­треб­ля­ем незре­лы­ми, так как в зре­лом виде они имеют твер­дую ко­жи­цу и непри­ят­ны на вкус. А те­перь рас­смот­рим необыч­ный огу­рец.

Это бешеный огурец    Это бе­ше­ный огу­рец 

Для рас­про­стра­не­ния своих семян зре­лый плод от при­кос­но­ве­ния мгно­вен­но от­ры­ва­ет­ся от стен, из от­вер­стия с силой вы­бра­сы­ва­ет се­ме­на. Ино­гда на рас­сто­я­ние 12 м.

 

А те­перь при­шло время по­зна­ко­мить­ся с рас­те­ни­я­ми, у ко­то­рых съе­доб­ные корни. Рас­те­ния на­кап­ли­ва­ют в своих кор­нях по­лез­ные ве­ще­ства, по­это­му корни боль­шие и соч­ные. И те части рас­те­ний на­зы­ва­ют кор­не­пло­да­ми. К кор­не­пло­дам от­но­сят­ся мор­ковь, свек­ла, редис, репа.

 

Пом­ни­те сказ­ку: «По­са­дил дед репу…», в этой сказ­ке рас­ска­зы­ва­ет­ся о зна­чи­мо­сти этого кор­не­пло­да до по­яв­ле­ния в Рос­сии кар­то­фе­ля. Самым про­стым блю­дом была па­ре­ная репа. Репу за­кла­ды­ва­ли в гор­шок, за­ли­ва­ли водой и ста­ви­ли в печь. По­это­му в на­ро­де по­яви­лось вы­ра­же­ние: «Проще па­ре­ной репы».

Каж­дый день мы пьем чай, кла­дем в него сахар. Его мы по­лу­ча­ем из са­хар­ной свек­лы. Кор­мо­вая свек­ла идет на корм жи­вот­ным.

Са­мы­ми по­лез­ны­ми свой­ства­ми об­ла­да­ет мор­ковь. В ней со­дер­жат­ся ве­ще­ства, ко­то­рые по­мо­гут вам быть все­гда здо­ро­вы­ми.

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема «Де­ре­вья, ку­стар­ни­ки, травы», ко­то­рая по­мо­жет школь­ни­кам боль­ше узнать об окру­жа­ю­щем мире.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/osenniy-urozhay-obobschayuschiy-urok?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=ZsclIE4P0A4

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.