Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Комментарии преподавателя

Рас­те­ния от­но­сят­ся к живой при­ро­де. Как и все живое, рас­те­ния рас­тут, пи­та­ют­ся, дышат и раз­мно­жа­ют­ся. По­гло­щая вред­ные ве­ще­ства, рас­те­ния вы­де­ля­ют кис­ло­род, ко­то­рым мы дышим. Рас­те­ния – это зе­ле­ная одеж­да нашей пла­не­ты. Мир рас­те­ний богат и раз­но­об­ра­зен. А где же можно встре­тить рас­те­ния?

В лесу.

 

На лугу

.

В поле.

            

Вы­со­ко в горах

.

В реках и озе­рах.

И даже в пу­стыне.

           

 

ЧАСТИ РАСТЕНИЙ

 Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­су­нок  и опре­де­ли­те, из каких ча­стей со­сто­ит рас­те­ние.       

Рас­смот­рим, для чего слу­жит каж­дая часть рас­те­ния.

Ко­рень по­мо­га­ет рас­те­нию за­кре­пить­ся в почве и вса­сы­ва­ет воду с пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

 

Сте­бель – часть рас­те­ния, по нему про­хо­дят пи­та­тель­ные ве­ще­ства.

Лист по­гло­ща­ет уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ет кис­ло­род. С по­мо­щью ли­стьев рас­те­ние пи­та­ет­ся и дышит.

   

 

Цве­ток – часть рас­те­ния, из ко­то­ро­го фор­ми­ру­ет­ся плод с се­ме­на­ми.

        

С по­мо­щью семян рас­те­ние раз­мно­жа­ет­ся.

семена         

Рис. 12. (Ис­точ­ник)

Вы уже зна­е­те, что в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.

Живая при­ро­да не может об­хо­дить­ся без нежи­вой при­ро­ды. Рас­те­ни­ям нужна вода с пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, свет, вода, чи­стый воз­дух. Толь­ко тогда рас­те­ние чув­ству­ет себя хо­ро­шо: цве­тет, рас­тет и ра­ду­ет глаз че­ло­ве­ка.

Рас­те­ния длят­ся на де­ре­вья, ку­стар­ни­ки и травы.

ДЕРЕВЬЯ

Де­ре­вья имеют креп­кие корни, твер­дый ствол, по­кры­тый корой, ветви с ли­стья­ми на­зы­ва­ют кро­ной де­ре­ва.

дерево    

От­га­дай­те за­гад­ку. О каком де­ре­ве идет речь?

Клей­кие почки,
Зе­ле­ные ли­сточ­ки.
С белой корой
Стоит под горой.

Это бе­ре­за.

береза              

Бе­ре­за верно слу­жит людям. Это един­ствен­ное де­ре­во с белой корой. Самые жар­кие бе­ре­зо­вые дрова, по­это­му рус­ские печи то­пи­ли имен­но ими. В бане па­рят­ся бе­ре­зо­вы­ми ве­ни­ка­ми. А из коры бе­ре­зы - бе­ре­сты - можно сде­лать много ин­те­рес­но­го. На­при­мер,  ту­е­сок – круг­лый короб для хра­не­ния меда или ягод.

 

На нашей пла­не­те рас­тет раз­лич­ное ко­ли­че­ство де­ре­вьев. Но есть среди них необыч­ные де­ре­вья, да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми из них.

Се­квойя. Одно из самых вы­со­ких де­ре­вьев в мире. Вы­со­та де­ре­ва может до­сти­гать вы­со­ты трид­ца­ти­этаж­но­го дома.

    

Бао­баб рас­тет в Аф­ри­ке. Кора этого де­ре­ва спо­соб­на на­кап­ли­вать про запас до 120 тысяч лит­ров.

баобаб      

Плоды хлеб­но­го де­ре­ва в жа­ре­ном виде по вкусу на­по­ми­на­ют све­жий хлеб.

хлебное дерево       

Ба­ньян на­зы­ва­ют де­ре­во-лес за его необыч­ные ветви. В цен­тре на­хо­дит­ся глав­ный ствол, от него вы­рас­та­ют по­бе­ги, ко­то­рые тя­нут­ся к земле.

Кол­бас­ное де­ре­во по­лу­чи­ло свое на­зва­ние от формы пло­дов, ко­то­рые до­сти­га­ют длины до 5-10 сан­ти­мет­ров. К со­жа­ле­нию, они не съе­доб­ны.

колбасное дерево        

КУСТАРНИКИ

Вто­рая груп­па рас­те­ний – это ку­стар­ни­ки. В от­ли­чие от де­ре­вьев у ку­стар­ни­ков не один ствол, а несколь­ко, но они на­мно­го тонь­ше. Как и у де­ре­вьев, ство­лы ку­стар­ни­ков по­кры­ты корой. Они проч­ные и твер­дые. Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми ви­да­ми этой груп­пы.

Си­рень бы­ва­ет двух цве­тов: си­ре­не­вая и белая. Цветы си­ре­ни об­ла­да­ют при­ят­ным за­па­хом. У си­ре­ни есть еще одно свой­ство – до пер­во­го снега ли­стья си­ре­ни оста­ют­ся зе­ле­ны­ми.

Ши­пов­ник – дикая роза. После цве­те­ния об­ра­зу­ют­ся плоды, в них со­дер­жит­ся много ви­та­ми­нов. Их со­би­ра­ют и сушат, де­ла­ют ви­та­мин­ный сироп.

 

Жел­тая ака­ция ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве из­го­ро­ди в пар­ках и скве­рах. Осе­нью на месте цве­тов об­ра­зу­ет­ся стру­чок.

желтая акация       

Смо­ро­ди­на бы­ва­ет чер­ной, крас­ной и белой. Ягоды об­ла­да­ют це­леб­ны­ми свой­ства­ми.

     

 

ТРАВЫ

Тре­тья груп­па рас­те­ний – травы. В от­ли­чие от де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков, у трав нет ство­ла и веток, сте­бель мяг­кий и соч­ный.За­гад­ки по­мо­гут по­зна­ко­мить­ся нам с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этой груп­пы.

Ты рас­те­ние это не тронь,
Жжет­ся боль­но, как огонь.

            

Кра­пи­ва 

Горел в траве ро­си­стой, затем по­мерк,
Потух и пре­вра­тил­ся в пух.

Оду­ван­чик 

Тон­кий сте­бель у до­рож­ки,
На конце его се­реж­ки.
На земле лежат лист­ки,
Ма­лень­кие ла­пуш­ки.

По­до­рож­ник

Стоят кру­гом сест­рич­ки
Жел­тые глаз­ки, белые рес­нич­ки.

   

Ро­маш­ки.

А зна­е­те ли вы, как цветы и травы по­лу­чи­ли свое на­зва­ние? По­до­рож­ник по­лу­чил свое на­зва­ние, по­то­му что рас­тет у до­ро­ги. У оду­ван­чи­ка после цве­те­ния се­ме­на легко сду­ва­ют­ся. А цве­ток ко­ло­коль­чи­ка на­по­ми­на­ет ко­ло­кол.

О мно­гих цве­тах и тра­вах на­пи­са­ны ле­ген­ды. Бо­ги­ня Флора раз­да­ва­ла имена рас­те­ни­ям. В траве она не за­ме­ти­ла ма­лень­кий го­лу­бой цве­ток. Уходя, она услы­ша­ла: «Не за­будь меня!». Бо­ги­ня Флора на­зва­ла этот цве­ток неза­буд­кой. Так неза­буд­ка по­лу­чи­ла свое на­зва­ние и стала сим­во­лом вос­по­ми­на­ний.

незабудки     

Неза­буд­ки

Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с необыч­ны­ми тра­вя­ни­сты­ми рас­те­ни­я­ми.

На пер­вый взгляд может по­ка­зать­ся, что банан – де­ре­во, од­на­ко у ба­на­на нет проч­но­го ство­ла, по­кры­то­го корой. После со­зре­ва­ния пло­дов банан по­ги­ба­ет. Вы­со­та стеб­ля до­сти­га­ет 7 мет­ров. Банан счи­та­ет­ся одной из самых вы­со­ких трав в мире.

Бам­бук - самая быст­ро­рас­ту­щая трава. За сутки может вы­рас­ти на один метр. А еще бам­бук – лю­би­мая пища панды.

бамбук          

Вы уже зна­е­те, сколь­ко бед в себе несет пожар в лесу или на лугу. После по­жа­ра, ка­жет­ся, уже ни­че­го не смо­жет вы­рас­ти. Но про­хо­дит время и на чер­ной обуг­лив­шей­ся земле по­яв­ля­ют­ся пер­вые ро­сточ­ки. Какое же рас­те­ние смог­ло вы­жить после по­жа­ра?

Зна­комь­тесь, это ки­прей. За­рос­ли этого рас­те­ния на­по­ми­на­ют ро­зо­вое поле. А еще это рас­те­ние об­ла­да­ет по­лез­ны­ми свой­ства­ми: его за­ва­ри­ва­ют и пьют как чай. Вто­рое на­зва­ние этого рас­те­ния иван-чай.

Рис. 41. (Ис­точ­ник)

 

Если я сорву цве­ток,
Если ты со­рвешь цве­ток…
Если все: и я и ты –
Если мы со­рвем цветы,
То ока­жут­ся пусты
И де­ре­вья, и кусты…
И не будет кра­со­ты.
И не будет доб­ро­ты
Если толь­ко я и ты –
Если мы со­рвем цветы.

Мы живем с вами на уди­ви­тель­ной зе­ле­ной пла­не­те, где рас­тет огром­ное ко­ли­че­ство де­ре­вьев, ку­стар­ни­ков и травы. Пом­ни­те, что каж­дый со­рван­ный цве­ток, сло­ман­ная ветка - это вред, ко­то­рый че­ло­век на­но­сит при­ро­де.

На сле­ду­ю­щем уроке мы рас­смот­рим тему «Ди­ко­рас­ту­щие и куль­тур­ные рас­те­ния». В ходе за­ня­тия по­зна­ко­мим­ся с двумя груп­па­ми рас­те­ний – ди­ки­ми и куль­тур­ны­ми.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/raznoobrazie-rasteniy?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=lmRiBysIyHI

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.