Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир.

Комментарии преподавателя

Да­вай­те рас­смот­рим, на какие груп­пы можно раз­де­лить куль­тур­ные рас­те­ния.

Овощ­ные – это рас­те­ния, ко­то­рые че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет на полях и ого­ро­дах.

  

 

Пло­до­вые – это рас­те­ния, ко­то­рые вы­ра­щи­ва­ют­ся в садах.

   

 

Де­ко­ра­тив­ные – эти рас­те­ния вы­ра­щи­ва­ют для кра­со­ты пар­ков на клум­бах.

 

Пря­диль­ные – эти рас­те­ния ис­поль­зу­ют­ся для из­го­тов­ле­ния ткани. К пря­диль­ным куль­ту­рам от­но­сит­ся лен. Из стеб­лей льна пря­дут нити. Из них ткут раз­ные ткани.

На ри­сун­ке 4 изоб­ра­жен хлоп­чат­ник. Внут­ри ко­ро­боч­ки на­хо­дит­ся белое пу­ши­стое во­лок­но, ко­то­рое также идет на из­го­тов­ле­ние ткани и ваты. Из хлоп­ча­то­бу­маж­ных и льня­ных тка­ней шьют одеж­ду, по­стель­ное белье, ска­тер­ти и по­ло­тен­ца.

ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

И по­след­няя груп­па – это зер­но­вые куль­ту­ры. На­зва­ние «зер­но­вые» про­изо­шло от слова «зерно». В пищу че­ло­век упо­треб­ля­ет се­ме­на этих рас­те­ний – зерна. Вто­рое на­зва­ние – злаки. Зер­но­вые или зла­ко­вые куль­ту­ры вы­ра­щи­ва­ют на полях.

Какие зер­но­вые куль­ту­ры че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет, и как он их ис­поль­зу­ет? Пше­ни­ца, рожь, овес, просо, яч­мень, гре­чи­ха, ку­ку­ру­за, под­сол­неч­ник.

Под­сол­неч­ник по­лу­чил свое на­зва­ние, по­то­му что цве­ток по­во­ра­чи­ва­ет­ся вслед за солн­цем. Из семян под­сол­неч­ни­ка де­ла­ют рас­ти­тель­ное масло.

 

Ку­ку­ру­за счи­та­ет­ся одним из самых древ­них рас­те­ний. Из зерен ку­ку­ру­зы де­ла­ют крупу, масло и мно­гое дру­гое.

 

По­сло­ви­цы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Счета каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Че­ло­век про­из­во­дит куль­тур­ные зер­но­вые рас­те­ния с целью по­лу­че­ния зерна, из ко­то­ро­го из­го­тав­ли­ва­ют крупы.

Из гре­чи­хи по­лу­ча­ют греч­не­вую крупу.

Яч­мень дает нам два вида круп: пер­ло­вую – это целое зерно, и яч­не­вую – дроб­ле­ное зерно.

Просо идет для про­из­вод­ства пшена.

В Древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии есть герой по имени Ге­ракл. О его две­на­дца­ти по­дви­гах на­пи­са­ны целые ле­ген­ды. А зна­е­те ли вы, что Ге­ракл был еще из­ве­стен под име­нем Гер­ку­лес? Так те­перь на­зы­ва­ет­ся каша, ко­то­рую он очень любил. А из ка­ко­го рас­те­ния его по­лу­ча­ют? Ов­ся­ные хло­пья или гер­ку­лес по­лу­ча­ют из овса, а ещё из него де­ла­ют ов­ся­ные хло­пья или пе­че­нье. Ов­ся­ная каша – очень по­лез­ная, она сде­ла­ет вас очень силь­ны­ми и здо­ро­вы­ми.

Когда наши пред­ки на­учи­лись вы­ра­щи­вать зер­но­вые куль­ту­ры, то све­жие зерна ели, а сухие и твёр­дые пе­ре­ти­ра­ли, де­ла­ли муку, ва­ри­ли кашу.

ХЛЕБ

 

А вот печь хлеб люди на­учи­лись го­раз­до позже. Пред­ставь­те себе, что пер­вый хлеб люди пекли из рас­тер­тых же­лу­дей.Про­шло время, люди на­учи­лись печь тон­кие сухие ле­пеш­ки. Таким был хлеб, пока в тесто не по­па­ли мель­чай­шие гриб­ки – дрож­жи. Пред­ставь­те, какой ужас ис­пы­та­ли древ­ние люди, когда уви­де­ли, что тесто в горш­ке на­ча­ло под­ни­мать­ся, как живое. В ужасе люди бро­си­ли гор­шок в огонь, чтобы из­ба­вить­ся от на­ва­жде­ний. Тесто ис­пек­лось, и по­лу­чи­лась ду­ши­стая, вкус­ная, аро­мат­ная ле­пеш­ка. Это было на­сто­я­щее от­кры­тие.

 

По­сло­ви­цы о хлебе:

Хлеб – всему го­ло­ва.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Да­вай­те узна­ем, по­че­му один хлеб белый, а дру­гой чер­ный? Чер­ный хлеб де­ла­ют из ржа­ной муки. Ее по­лу­ча­ют из зерен ржи. Рожь – это хлеб­ная зер­но­вая куль­ту­ра. Белый хлеб де­ла­ют из пше­нич­ной муки. Ее по­лу­ча­ют из зерен пше­ни­цы. Пше­ни­ца – вто­рая хлеб­ная зер­но­вая куль­ту­ра. Ман­ную кашу тоже де­ла­ют из пше­ни­цы.

Вот он –

Хле­бу­шек ду­ши­стый.

Вот он – теп­лый, зо­ло­ти­стый.

В каж­дый дом,

На каж­дый стол

Он по­жа­ло­вал-при­шел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он про­де­лал дол­гий путь. Сколь­ко труда вло­же­но в него. К хлебу нужно от­но­сить­ся бе­реж­но, брать столь­ко, сколь­ко ты мо­жешь съесть. Если каж­дый уче­ник в школе будет вы­бра­сы­вать ку­со­чек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем вы­бра­сы­вать 15 кг хлеба.

Маль­чик,
Ногою пи­на­ю­щий хлеб,
Маль­чик,
Го­лод­ных не зна­ю­щий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не про­сто еда.

Хле­бом кля­лись,
За хлеб уми­ра­ли
Не для того,
Чтоб в фут­бол им иг­ра­ли.

В слове
На­род­ная муд­рость та­ит­ся,
Вот что
В на­ро­де у нас го­во­рит­ся:

"Если ты хлеб це­нить пе­ре­стал,
Ты че­ло­ве­ком быть пе­ре­стал".

 

На этом уроке мы по­зна­ко­ми­лись с куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми. Узна­ли, что среди них есть зер­но­вые куль­ту­ры.

На сле­ду­ю­щем уроке будет рас­смот­ре­на тема «Осен­ний уро­жай. Обоб­ща­ю­щий урок». В ходе за­ня­тия мы по­зна­ко­мим­ся с ос­нов­ны­ми куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/kulturnye-rasteniya-polya-zernovye-kultury?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=VybfcSGz9nU

http://www.youtube.com/watch?v=EU5Vpas1Uf4

http://www.youtube.com/watch?v=79XH7Os7p6k

http://www.youtube.com/watch?v=orI_RJNrFTY

http://www.youtube.com/watch?v=NAH53WRxaK8

http://www.youtube.com/watch?v=quFlsYA_lEc

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.