Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Комментарии преподавателя

Русский язык. 6 класс. Тема урока "Профессионализмы"

Цели:

1) Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребле­ния, со способами обозначения их в толковых словарях;

2) Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профес­сиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;

3) Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Страница 28, упражнение 65.

  1. Мотивация. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся.

У меня на доске записаны слова

Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237.

-Все ли значения слов вам понятны?

- Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий).

-Действительно, эти слова ограничены в употреблении.

-Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

-Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами. А почему вы догадались?

Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы, учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.


 

-А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах?- стр....

3. Чтение параграфа (стр...).

- Что вы узнали о профессионализмах?

  1. Закрепление.

  1. Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами.

  2. Итак, сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.

3. Выполнение упр.... на стр... В чем комичность рисунка?

-Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника).

-Люди, каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник).

Физминутка.

  1. Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

  • Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).

  • Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).

  • Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).

  • Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

  1. Работа с текстом.

-Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.

«Ещё раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет ни­как не получается, то пропустите его, а вот глиссандо всё-таки постарайтесь отработать!»

-Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что подслушали?

(Ответы: первый — музыкант, возможно, дири­жёр ансамбля, разговаривающий с гитаристом; второй — моряк, вероятно, на парусном судне).

-По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальных профессий?

- Как называются эти слова?

- Понятно ли вам значение?

Вывод: Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.

-Для чего автор использует профессионализмы в своем тексте?

V. Итоги урока.

Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы.

-Что вы узнали сегодня о профессиональных словах? (Используются в речи людей определенных профессий).

-К какой лексике они относятся? (К необщеупотребительной).

VI. Домашнее задание.

1.Страница .., упражнение ...

2. Составьте словарик профессиональных слов, которыми пользуются ваши родители в своей работе.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.