Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Лексикология. Фразеология. 6 класс ( урок 19 - 34 )

Комментарии преподавателя

Урок в 6 классе по теме "Общеупотребительные слова. Термины".

Цель:  1)   Прививать умение  и  навыки правильно и аргументированию отвечать на  вопросы, подбирать слова определенной лексической группы и видеть их роль в  текстах.

2)  Развивать речь учащихся, умение обобщать,  делать выводы, расширять их лексический кругозор.

Ход урока:   І – работа в группах, индивидуальная

1)      Проверка домашнего задания. Прямое и переносное значение слова упр 9 стр 30. Прочитать, озаглавить текст.

2)      Творческий диктант (записать значения слова).

ІІ. Составить кластер на тему:     «Осень»

 

 

Назвать прямое и переносное знание слова  написанное на кластере.

ІІІ.  Новая тема:

Общеупотребительные слова. Термины.  В русском языке есть много слов, которыми пользуются все люди, говорящие на данном языке. (черный, белый, дерево, поле, хлеб, воздух, вода) – это слова общеупотребительные.

Но виды деятельности людей разнообразные: они учат, лечат, создают машины, одежду, и слова, которые употребляются в коллективе объединенные одной специальностью называются профессиональными: у музыкантов- гамма, аккорд, вокал, у столяров – стамеска , зубило.  Каждая специальность располагают своими профессиональными словами, и всё же слова которые они употребляют называют общеупотребительными словами среди профессиональной лексики. Особую группу  составляют термины. Они обозначают научные понятия.Терминология – всего лишь язык, который только поначалу кажется чуждым, но привыкнув, привяжетесь.Первые помощники в понимании терминов терминологические словари. Они бывают одноязычные, двуязычные, многоязычные. Распространенные двуязычные терминологические языки.

Приведем пример: знаете ли вы значение стул. (да) (предмет мебели).

А тул – нет такого слова, значит слово должно означать предмет, действие, признак, смысл.

IV.  Упражнение для закрепления.

Упражнение 5  Стр 34.

Выписать термины и понятия связанные с лингвистической наукой.

1)    Математика                               Грамматика

Квадрат                                     Спряжение

Прямоугольник                         словообразование

Вычитание                                 корень слова

Гипотеза

 

V.  Игра  «Угадай-ка»  (разминка)

Ответы:  Да,  нет

1)    Листопад – появление на деревьях осенних листьев (да, нет (падение листьев ))

2)    Дождь – Атмосферные осадки в виде водяных капель (да. нет)

3)    Роща – большой еловый лес (да, нет) (небольшой смешанный лес).

4)    Паутина – сеть из тонких  клейких нитей. (да, нет)

5)    Осинник – гриб который растет под осиной. (да, нет) (осиновый лес)

VI. Продолжить работу о терминах.

Упражнение 4 стр 33.   Прочитать текст выполнить задания к нему.

Словарная работа.

VII. Разгадать многозначность слов, отразить в рисунках.

а) шляпка - …. (гвоздя, гриба, девочки)

б) дремлет- …. (река, девочка )

в) золотая - …. (цепочка, рожь, руки)

г) Иголка -…. (ежа, хвойная)

VIII. О каком явлении говорится в стихотворении «Что делают часы?»

«Говорят: часы спешат

Говорят: часы стоят

Говорят: часы идут

Мы смотрели с Мишкой вместе

А часы стоят на месте »  (в стихотворении говорится такое явление как прямое и переносное)

IX. Работа по карточкам.

X. Конкурс загадок, пословиц.

І. Домашнее задание:

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.