9 класс. Русский язык. Комплексное повторение изученного в 8 классе

9 класс. Русский язык. Комплексное повторение изученного в 8 классе

Комментарии преподавателя

Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.

Образовательная цель: Закрепление основных сведений по данной теме и отработка умений разбирать с/с, простое предложение, ставить знаки препинания в простом предложении.

Воспитательная цель: Воспитание интереса к предмету через познавательную деятельность.

Развивающая цель:

  • развитие специальных умений и навыков;
  • развитие сознательности, ответственности, внимания.

Ход урока

I Организационный момент.  (2-3 минуты)

Приветствие учащихся . Проверка готовности к уроку (портфолио, закладки в книгах, рабочие тетради).

Объявить тему урока, акцентировать внимание на целях и задачах урока.

Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задания , связанные с синтаксисом. Наша цель сегодня – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание».

II  Работа по теме урока. (6-7 минут) Повторение и обобщение материала. Контроль знаний над пройденным теоретическим материалом из раздела «Синтаксис».

Ответы на вопросы учителя с использованием таблиц из ученического портфолио.

Мы обращаем особое внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в текстах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетаниях

Какие  вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?

Изменяются ОБА слова                       Изменяется ТОЛЬКО

                                                                       ГЛАВНОЕ слово

Закончите предложения. Примыкают…

                                           Согласовываются…

                                          Управляют…

III Проверка домашнего задания. ( 6-7 минут) Коллективная проверка упражнения № 69 ( «Русский язык»  Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская М., Просвещение 2010 г.).

Какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями? Почему? 

      Поверхностно и формально, сближает их, конфликты и конфликтные ситуации, побледневшее небо, из-под дом, всходит луна.

Учащиеся читают каждое выписанное  сочетание слов  по очереди  с последующим объяснением. Проверка домашнего упражнения сопровождается  использованием таблиц, находящихся в ученическом  портфолио. Затем проводится  работа над оставшимися сочетаниями слов. Ученики объясняют, почему  данные сочетания слов можно назвать словосочетаниями.

IV   1 Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний.(15 минут)

   Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).

     Мой мозг прояснили дурманы,

Душа влечётся в примитив.                          

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог»)

Выписываем словосочетания: мой мозг

                                                   прояснили мозг

                                                   влечётся в примитив

                                                   росные туманы                               

                                                   вижу туманы

                                                   слышу мотив

                                                   липовый мотив

Коллективная проверка.

    2 Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.

У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.

1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом,  два часа, светит ярче.

2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.

Способ проверки – взаимопроверка.

Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить).

3 Отработка задания

А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в х тестах звучит, например,  так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?(Записываем их в тетрадь).

1 выделить грамм. основу, т.к. она не может быть с/соч.

2 исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем,  что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

3 проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).

    Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».

1 Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал. 

2  Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

    Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто  холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».

1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

  Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

2 Из предложений 10-13  выпишите словосочетание  со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

3 Из предложения выпиши с/ словосочетание  со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

4 Из предложения выпиши словосочетание  со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание  со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

6 Из предложения выпиши словосочетание  со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё  увлечение спортом пригодилось очень скоро.

7 Из предложения выпиши словосочетание  со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

Способ проверки – взаимопроверка.

Каков процент выполнения данного задания?

VI I Комментирование домашнего задания. (10- 12 минут)

Разъяснение вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода обучения, по принципу каждому по силам. Сильным учащимся раздаются карточки с соответствующими заданиями .

Слово учителя.

1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.

2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).

3. Теперь в центре внимания - зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.

4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).

5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при управлении - ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ).
А теперь попробуйте сами!

Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -

без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -

Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
 
Слабым ученикам дается другое задание.

 1 Составить словосочетания со следующими управляющими словами. Полно охарактеризовать тип связи.

Удивляться, обедать, признаться, обосновать, разочаровываться

2 Объяснить, являются ли данные единицы словосочетаниями.

Белый свет, наступила зима, в сторону реки, подле сада, проверка и исполнение, белее снега, более сильный.

VI  Подведение итогов урока. Рефлексия. (2-4 минуты)

 Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте  на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу.  (Листочки потом сдаются учителю).

Оценивание работы учеников.

*******************************************                                                                                                      

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=Fsh4vsvM5I8

http://www.youtube.com/watch?v=lGnziVIKIs4

https://www.youtube.com/watch?v=rId5AII2Dmk

http://www.youtube.com/watch?v=xakZu1EuGzo

http://www.youtube.com/watch?v=tGOlrC1f8kU

http://www.youtube.com/watch?v=6zvi0CzYxv0

http://www.youtube.com/watch?v=Q4a0BxZrgUg

http://www.youtube.com/watch?v=nBx11Q2agH4

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/02/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-9-klass-po-teme

http://www.youtube.com/watch?v=wKI75KXcskI

Файлы