9 класс. Русский язык. Комплексное повторение изученного в 8 классе

9 класс. Русский язык. Комплексное повторение изученного в 8 классе

Комментарии преподавателя

Цели:- показать взаимосвязь слов различных частей речи;

           -формировать умение различать омонимичные формы и правильно их писать

           -воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: комбинированный

Технология: технология дифференцированного обучения и игровая технология, ИКТ

Ход урока:

  1. Оргмомент (проверяется готовность учеников к занятию и дается настрой на работу).
  2. Повторение изученного материала

Работа с текстом.

-Прочитайте лингвистический текст.

В русском языке между словами складываются отношения, подобные тем, которые складываются между людьми. Есть слова-близнецы. Это синонимы: смеяться, хихикать, хохотать… Лексические значения этих слов близки.

Есть слова-враги – антонимы, смысл которых противоположен друг другу: горячий-холодный, свет-тьма, близко-далеко.

А есть слова… близнецы, похожие как две капли воды друг на друга. Такие слова называются омонимами от омо – одинаковый и им (ним) – имя.

Омонимы разнообразны. Есть такие «близнецы», которые одинаково произносятся, а пишутся по-разному и имеют разное лексическое значение: луг-лук, молот-молот, везти-вести, полоскать-поласкать. Иногда такие фонетические двойники возникают в предложениях, например, у Владимира Маяковского: «Лет до ста расти нам без старости».

Есть такие двойники, которые одинаково пишутся, а произносятся различно и, соответственно, имеют разное значение. Сравните: кру/жки – кружки/, па/рить – пари/ть, засы/пал – засыпа/ла – мука/…

Наконец, есть слова, совпадающие только в одной или нескольких формах, к примеру: три друга – три морковь на терке, печь пироги – русская печь. Сходство таких слов разрушается, стоит только изменить форму слова (пекла пироги – у русской печи).

- О чем вы узнали из текста?

- Проведите примеры слов-омонимов различных групп: слова-друзья, слова-враги, слова-близнецы.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?       (записывается в тетрадях число и тема урока).

Тренировочные упражнения

- Слова-близнецы могут создавать трудности при правописании. Запишите словосочетания, выбрав правильный вариант написания слов.

1 группа

Сно(п,б) сена, настоящий сно(п,б), осенняя изморо(с,з), изморо(с,з) на траве, беспло(т,д)ный дух, беспло(т,д)ные усилия, какая ду(ш,ж)кА (шутл. о человеке), деревянная ду(ш,ж)ка, сто(к,г) воды, , сто(к,г) сена, пя(т,д)ь человек, пя(т,д)ь земли.

2 группа

книги лежат впереме(ж,ш)ку с тетрадями, бежать впереме(ж,ш)ку, чередуясь, складной зон(т,д), ввести зон(т,д), те(с,з)ка дров, мой те(с,з)ка, сделан из во(с,з)ка, сделать три   во(с,з)ки, мо(к,г) под дождем, мо(к,г) выполнить, переступить поро(к,г), поро(к,г) сердца.

3 группа

березовый пру(т,д), искусственный пру(т,д), хорошие ве(с,з)ти, ве(с,з)ти ребенка за руку, ве(с,з)ти на машине, приятная ле(с,з)ть, ле(с,з)ть на дерево, легкий пло(т,д), вкусный пло(т,д), горький лу(к,г), тугой лу(к,г), цветущий лу(к,г), большой сосу(т,д), комары сосу(т,д).

Шаг 1. Определение части речи.

Самостоятельные части речи определяются по вопросу

имя существительное: кто? что?

имя прилагательное: какой? чей?

имя числительное: сколько? который?

глагол: что делать? что сделать?

причастие: какой?

деепричастие: как? что делая? что сделав?

наречие: как? в какой степени? где? когда?  Куда? Откуда?почему? Зачем?

Как определить местоимения

Местоимения: не определяются по вопросу

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

2. Возвратное: себя.

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Различение кратких прилагательных и кратких причастий

  1. Образовать  полную форму
  2. Определить часть речи

Примеры:

раскидиста <- раскидистая- раскидать(прилагательное)

нарисована <- нарисованный-нарисовать (причастие)

Различение наречий и кратких прилагательных

Решил задачу быстро и (как?) просто.

Мне этого мало. (сказуемое в безличном предложении)

Ему нужно домой. (сказуемое в безличном предложении)

 

Платье просто и изящно. (простое и изящное)

Помещение мало и неудобно. (маленькое)

Это платье нужно мне.

 

Омонимия частей речи

 

9. Закрепление материала

(Задание по группам)

1 группа и 2 группа работают по  лингвистической сказке Ф. Кривина.

Новое значение

         Пришла Работа к Человеку и говорит:

- Я пришла к тебе как Существительное к Существительному. Хотя значение у нас разное, но грамматически мы довольно близки, поэтому я рассчитываю на твою помощь.

- Ладно, - сказал Человек, можешь не распространяться. Выкладывай, что там у тебя.

- Есть у меня сынок, - говорит Работа, - способный, дельный парнишка. Не хотелось бы, чтобы он, как мать остался неодушевленным.

- Какая же ты неодушевленная? – возразил Человек. – Разве может быть неодушевленная работа?

- Ты забываешь, что мы не в жизни, а только в грамматике. А в грамматике много несоответствий. Здесь «жареный цыпленок» - одушевленный, а «стадо коров» - неодушевленное…

 - Да, да, прости, я совсем забыл, - согласился Человек.

- Так вот, я и подумала – не возьмешь ли ты моего сынка на выучку? Поработает у тебя Прилагательным, в Существительные выйдет, а там, глядишь воодушевится…

- А как зовут сынка – то?

- Рабочий.

- Ну что ж, имя подходящее. Пусть выходит завтра на работу.

И вот появился в тексте рядом со словом Человек его ученик- Рабочий.

Рабочий Человек… Очень хорошее сочетание.

- Ты следи за мной, - говорит Человек ученику. – Во всем со мной согласуйся… Пока ты – Прилагательное, это необходимо.

Старается ученик, согласуется. А Человек его поучает:

- Существительным, брат, стать не просто. В особенности одушевленным. Здесь не только род, число, падеж усвоить нужно. Гласное – значение. Вот знаешь ты, что значит – Человек?

- Откуда мне знать? – вздыхает ученик. – Я ж еще не учился.

Но со временем он разобрался во всем. Верно говорила Работа, что у нее способный, дельный сынок.

Увидев, что ученик усвоил его науку, Человек сказал ему:

- Ну, вот и стал ты одушевленным Существительным, как говорят, вышел в люди. Теперь можешь работать самостоятельно - каждому будет ясно твое значение.

Так появилось в тексте новое существительное.

Рабочий…

Это не просто мужской род, единственное число, именительный падеж. Тут, как говорил Человек, значение – самое главное.

                                                                                                                Ф. Кривин

1 группа

1. Каков смысл данной лингвистической сказки?

2. Сформулируйте главную мысль сказки.

3. На каком языковом явлении построена сказка?

4. Приведите примеры образования существительных подобным путем.

2 группа

1. Прочитайте сказку и посмотрите упр. 510. Найдите существительное из сказки, образованное подобным способом.

2. Составьте и запишите предложения со словами, образованными таким способом.

3. Установите, какими членами предложения являются эти слова.

3 группа

1. Перечитайте материал рублики «Возьмите на заметку» с. 236-237. Обратите внимание на слова-«двойники».

2. Выполните упр. 502, не забывая определить часть речи выделенных слов, т.к. от этого зависит их написание.

3. Составьте и запишите 4 предложения со словосочетаниями из упр. 502.

( Проверка работы каждой группы)

     10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 - Какие сведения об омонимии разных частей речи вы узнали? Приведите примеры.

    

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=LS-RIed27ek

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/09/14/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-pravopisanie

https://yadi.sk/d/gzK2oqmn4-C6r

http://www.youtube.com/watch?v=EG8XlaqhOwQ

Файлы