Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

Комментарии преподавателя

Конспект урока русского языка в 5 классе

Предложения с обращениями

 

Цели урока:

  1. 1. Закрепить понятие «обращение».
  2. 2. Способствовать формированию умений находить обращения в предложении, отличать обращения от подлежащего, ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

 

Ход урока:

  1. 1. Оргмомент .
  2. 2. Проверка домашнего задания.

(На доске записано предложение).    Друзья мои, прекрасен наш союз!

- Прочитайте предложение. Что вы можете о нем сказать?

- Дайте определение обращению. Где нужно поставить знаки препинания?

- Запишите на доске схемы расстановки знаков препинания при обращении.

3. Постановка цели урока: сегодня на уроке мы продолжим работу по теме: «Предложения с обращениями», а заодно повторим сказки А. С. Пушкина.

4. Работа у доски. На доске записаны 2 предложения:

Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

И

Чем вы, гости, торг ведете?

Что общего у данных предложений?  Каким членом предложения является слово гости в1 и 2 предложениях.? Найдите подлежащее во 2 предложении. Где нужны знаки препинания?

5. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

А сейчас проведем несколько исследований:

1 исследование Сейчас раздам карточки с отрывками из сказок А. С. Пушкина. Вам нужно прочитать отрывок, по возможности назвать сказку. А главное, найти предложение с обращением, если нужно, расставить знаки препинания. Работаем в парах. После выполнения проверим, задание будет выведено на экран.

1 пара:  Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

2 пара:   «Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

3 пара:       Отвечает ей черница :

«Ох ты. Дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне».

4 пара:        Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

« Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

А теперь заслушаем ваши ответы.

6. Физминутка.

Давайте отдохнем.      Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре -руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парты тихо сесть.

7.2исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. У вас будет несколько предложений. Из них выберите то предложение, которое больше по смыслу подходит к иллюстрации. Назовите сказку. Есть ли в предложении обращение, чем оно  выражено? Если нужно поставьте знаки препинания.    

-А теперь проверим, выходите к доске, повесьте иллюстрацию, запишите под иллюстрацией предложение, которое вы выбрали. Давайте составим схемы.

8.  Самостоятельная работа. У каждого будет свое задание.

1)  Спишите, расставьте знаки препинания, объясните графически.

-Князь им вымолвил тогда:

«В добрый путь вам господа…»

- Выпросил дурачина корыто!

- Свет наш солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу…

-Здравствуй грозная царица!

-Бабушка постой немножко…

- А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»

2) Найдите в предложениях обращения. Составьте схемы предложений.

- Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи..

- Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.

- Смилуйся, государыня рыбка…

- Балдушка, погоди ты морщить море…

3) Запишите предложения с обращениями.

- Ты царица всех милее, всех румяней и белее.

- И царица хохотать и плечами пожимать.

- Свойство зеркальце имело,

Говорить оно умело.

-  Здравствуй зеркальце! Скажи да всю правду доложи…

Остальные выполняют упражнение № 307, стр.95

9. Итог урока. Над какой темой мы работали весь урок? Завершить хочу урок таким стихотворением.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг,не забывай:

Запятые расставляй.

10.Оценки за урок, домашнее задание: упр.311, стр. 96

 

Приложение к уроку:

1. Материал для карточек:

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

Отвечает ей черница:

«Ох ты дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Выдь ко мне».

Прочитайте отрывок, назовите сказку, найдите предложение с обращением.

Чем выражено обращение, какие знаки препинания поставлены?

Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!»- и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

 

2.Подписи для иллюстраций:

Отпусти ты старче меня в море!

Не печалься, ступай себе с богом.

Здравствуй князь ты мой прекрасный.

Князь пошел забывши горе.

Свет наш солнышко  Ты ходишь

Круглый год по небу.

К красну солнцу наконец обратился молодец.

Чего тебе надобно старче?

Отыскали старика, привели к ней.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.