7 класс. Обществознание. Человек и экономика.

7 класс. Обществознание. Человек и экономика.

Комментарии преподавателя

1. Обмен

В детстве у каждого человека возникало желание поиграть игрушкой своего товарища. Забрать ее было нельзя, этого бы не позволили родители. Единственным выходом в этой ситуации, была попытка обмена. Этот простой принцип, который понятен даже маленькому ребенку, лежит в основе всей экономической системы. Обмен полезен тем, что человек может получить максимальное количество продуктов по наименьшим затратам.

 

Рис. 1. Дети обмениваются игрушками (Источник)

2. Способы получения продуктов

Существует два способа получения продуктов нужных человеку в быту. Первый способ – сделать самому, хотя это не всегда возможно и человеку на это не хватит времени или умений. Второй способ это обмен товаром, который есть у человека, на товар который ему нужен.

3. Условия обмена

Для того чтобы обмен состоялся нужна добрая воля сторон, желание обменять что-либо, и  чтобы продукты выполняли функцию необходимости. Обмениваемые продукты должны обладать эквивалентно-меновыми качествами. Они должны обладать потребительской способностью, выполнять какую-то функцию нужную другому человеку. Это не может быть поделочный самолетик из бумаги – такая вещь никому не нужна, и вряд ли ее кто-то захочет обменять.

«Давай меняться»

Для того чтобы продать или обменять товар он должен обладать определенными условиями: обладать меновой и потребительской стоимостью, В противном случае человек не найдет себе другого, готового обменяться. Хотя в жизни бывают разные случаи.

 

Рис. 2. Кайл Мак Дональдс и его дом (Источник)

В 2007 году канадец Кайл Мак Дональдс умудрился обменять обычную канцелярскую скрепку на двухэтажный дом. Эта невероятная история началась с того, что молодой человек создал сайт, на котором заявил, что он готов обменять свою большую канцелярскую скрепку на  дом и не остановится, пока не добьется результата. Уже на следующий день он обменял скрепку на ручку в виде рыбки. Так начался процесс обмена. Вся переписка с другими людьми шла через интернет. В течение года канадец обменивал всевозможные товары, которые скапливались у него и попадали в его руки вследствие обменных цепочек с другими людьми. В конце концов, он обменял роль в сериале, которую ему предложили, на дом, который он хотел. На этом он остановился, так как достиг желаемого результата. Это случай единичный, но он полностью подчиняется законам экономики, потому вполне может быть повторен.

Второе качество товара – меновая стоимость. Это означает, что отдельный товар, который человек предлагает на рынке, должен обладать такими качествами, которые другой человек захочет применить и сам готов этот товар оценить. На примере того ж бумажного самолетика станет понятно, что человек сделавший его, и установив на него определенную цену, не найдет покупателя, так как самолету нет никакого применения. Только в том случае если самолетик можно будет как-то использовать, даже для растопки печки, можно говорить о его меновой стоимости. Все факторы должны удачно сочетаться для того, чтобы в конечном итоге обмен состоялся.

4. Торговля

Человек может произвести очень ограниченный круг товаров в силу своих возможностей. Если у человека что-то получается делать, он будет в этой сфере работать и развиваться, усовершенствовать свои навыки, но ему нужно в жизни очень многое: еда, жилище, одежда, бытовые приборы и т.д., а производит он только один товар. Человек не может каждый раз выступать в роли прямого менялы, когда ему что-то потребуется, и потому людьми была придумана формула с помощью которой, они опосредованно ведут обмен. Это и называется торговлей.

  

Рис. 3. Торговля на Руси (Источник)

Торговля известна с глубокой древности.

5. Бартер

Человек быстро понял, что обмен при всех своих удобствах и пользе достаточно ограничен, хотя обмен существует до сих пор (он называется бартер), но возникает он в особенно тяжелые экономические времена. Если у предприятия нет денег, оно раздает в качестве заработной платы сотрудникам ту продукцию, которую они производят. Потом этот работник должен полагаться на себя. Где он сможет реализовать или обменять такой товар, зависит полностью от него. Может быть и обратная ситуация, когда денег много (инфляционный процесс), функция денег как менового эквивалента  отпадает, и тогда живой товар (буханка хлеба) становится подлинной ценностью. Поэтому обмен ограничен в своих возможностях, а товары выгоднее продавать.

6. Оптовая и розничная торговля

Торговля бывает оптовой и розничной, внешней и внутренней.

Оптовая торговля – это торговля большим количеством товара  и большими партиями. Закупать таким способом их могут производства, юридические лица. Это может быть большой магазин, который закупает большие партии товаров, для того, чтобы его реализовать уже в розницу, отдельному покупателю.

  

Рис. 4. Оптовый склад (Источник)

Если человек пришел в магазин купить килограмм колбасы, это не означает, что магазин закупал ее персонально для одного покупателя, он закупал ее сотнями килограмм. Закупки магазинов это оптовая торговля, продажа магазинами товара отдельному потребителю – это розничная торговля.

7. Внутренняя и внешняя торговля

Внутренняя торговля – это торговля внутри государства. Все меновые операции, которые осуществляются в ходе экономических отношений внутри страны – это внутренняя торговля. Если же страна торгует с соседним государством, например,  Россия, которая экспортирует за рубеж большое количество углеводородов – нефти и газа – это внешняя торговля.

8. Реклама

После того как человек произвел определенное количество полезного и качественного товара, (соответственно у него есть как потребительская так и меновая стоимость) определил цену товара, его надо продать. Это делается на рынке при помощи торговли. Для того, чтобы потребитель узнал об этом товаре, о том какой он хороший и качественный производителю необходимо  об этом рассказать. Это делается с помощью рекламы. Реклама служит в экономике призывом к покупке.

 Nike 

Рис. 5. Реклама обуви «Nike» (Источник)

СПАМ

Все современные пользователи Интернета неоднократно сталкивались с так называемым спамом. Так называются назойливые письма, которые приходят на электронные адреса самых разных пользователей в сети интернет, причем эти письма человек не ждет, их просто ему предлагают. В большинстве почтовых серверов, как правило, есть специальная корзина для спама или ссылка «отметить как спам». Откуда же произошло слово спам?

  

Рис. 6. Консервы СПАМ (Источник)

В 1936 году американская компания выпустила большую партию острого консервированного мяса. Эти консервы так и не удалось реализовать даже за время Второй мировой войны, хотя компания-производитель усиленно лоббировала свои интересы. После войны кампания провела очень масштабную рекламную кампанию по продаже этого продукта и она была настолько навязчивой, что о ней помнили долгое время. Несколько позднее, в 1986 году Дейв Родес организовал финансовую пирамиду,  и свою экономическую деятельность он активно рекламировал уже через электронные рассылки. Кому-то пришло в голову соединить назойливую послевоенную рекламу мясных консервов и финансовую пирамиду. В итоге, навязчивые электронные рассылки с тех пор называются спамом.

История рекламы интересна. Иногда лицами рекламы становились люди, которые даже не планировали сниматься в рекламных роликах. Например, Н. Хрущев, пребывая в Америке, и попробовав пепси-колу, был сфотографирован, а потом этот снимок был на всех билбордах. Фотография стала символом советского лидера причастного к Западному миру.

 si 

Рис. 7. Н. Хрущев пробует Рерsi (Источник)

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Проведите со своими сверстниками обменные операции. Запишите результаты. Насколько сложно обменяться с человеком вещью, которая имеет большую меновую ценность?

2. Нарисуйте древнерусскую ярмарку, место где проводили торговлю купцы.

3. Придумайте свой торговый логотип. Какую продукцию вы бы хотели в будущем производить?

4. *Используя интернет-ресурсы, подумайте и составьте ряд главных причин, по которым какая-либо продукция может покорить мировой рынок? Для легкости можете использовать источники, которые объясняют причины успеха таких компаний как «Кока-кола», «Adidas» и др.

Презентации
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/04/15/obmen-torgovlya-reklama
http://www.myshared.ru/slide/953564/#
http://proteacher.ru/2015/01/11/Tema_uroka_Obmen_torgovlya_reklama_1420958718_89230.ppt

Файлы