7 класс. Обществознание. Человек и экономика.

7 класс. Обществознание. Человек и экономика.

Комментарии преподавателя

1. Производство

Производство – процесс создания различных видов экономического продукта. Экономика не может перестать производить конечные продукты, которые в случае их реализации, приобретают функции товара. Производство может остановиться только в том случае, если у человека не будет потребностей, а такого не произойдет никогда. Производство это своего рода Perpetuum mobile – вечный двигатель экономики. От поколения к поколению, от одной социальной системы к другой, производство менялось: от сельского хозяйства к промышленности, а дальше к науке.

  

Рис. 1. Эволюция мобильных телефонов (Источник)

2. Этапы развития производства

Производство прошло определенные этапы своего развития. Изначально оно пыталось удовлетворить массовые потребности, позже – групповые. Последний этап это удовлетворение индивидуальных потребностей или запросов, частных желаний. Это означает, что пройдя долгий путь, экономическая система естественно развивалась.

Производитель постоянно ищет своего потребителя. Эти экономические элементы не могут существовать друг без друга, а этапы развития экономики не возникали и не существовали оторвано друг от друга. В ХХ веке производитель пытался удовлетворить как индивидуальные потребности, так и массовые.

  

Рис. 2. Массовое производство одежды (Источник)

3. Затраты производства

Покупая что-то человеку в первую очередь важно знать цену товара. От чего зависит цена? В первую очередь от затрат производителя (это некоторая величина потраченных средств на произведение конечного продукта).

4. Виды затрат

Эту величину можно разделить на такие составляющие:

- Общие затраты (вся совокупность средств потраченных на производство конечного продукта);

- постоянные затраты;

- переменные затраты.

Постоянные затраты – затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения объема производства. Сюда относятся: арендная плата за использование помещений для производства, заработная плата руководящего состава и др.

Переменные затраты – затраты, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска продукции. Сюда относится: цена на сырье (если по каким-либо причинам его в мире собрали меньше, чем предполагалось, цена на него  будет повышаться, и, как следствие, на продукты, которые из этого сырья производят тоже) и оплата труда сдельных рабочих, которая может варьироваться.

  

Рис. 3. Заработная плата (Источник)

Эти две группы затрат и определяют величину общих затрат.

5. Прибыль

Производитель постоянно пытается уменьшить свои издержки, снизить цену своих капиталовложений для того чтобы получить большую прибыль.

Если человек произвел какой-то продукт и этот продукт готов к реализации, он получает свойства товара. Другие люди продают этот товар, определив заранее его стоимость. К себестоимости приплюсовывается наценка, для того чтобы получить соответствующую прибыль. Полученные от продажи деньги называются выручкой, а прибыль это разница между ценой материальных затрат производителя и тем объемом средств, которые человек получил от его продажи. Если человек продал произведенный товар с наценкой, значит, он получил соответствующую прибыль. Потому производитель стремиться снизить издержки, чтобы получить максимальную прибыль.

6. Способы получения прибыли

У производителя есть два способа (возможности) получить больше прибыли: оставляя цену товара прежней, при снизившемся объеме капиталовложений, или снижая и цену на товар, тем самым увеличивая  продажу товара, спрос на который естественно повысится, особенно если  до снижения он был достаточно популярен.

  

Рис. 4. Прибыль (Источник)

Прибыль естественный способ производственной деятельности. Только таким образом предприятие может самовоспроизводиться, развиваться и расширяться. Самое главное, что именно с прибыли предприятие платит налоги – государственную пошлину за ведение своей деятельности, а без налогов государство не может существовать.

7. Разделение труда

Производитель постоянно стремиться снизить свои издержки. Каким способом он может этого добиться? Разобрать один из самых действенных способов можно на элементарном детском примере. При постройке песочного замка у одних детей получается постройка, а у других нет. Если эти дети будут работать скооперировано: один моделирует, другой подносит песок, третий поливает, четвертый строит – замок будет красивее, больше, а главное построен быстрее. Этот процесс называется разделением труда. Это изобретение человека, которое он использует и в повседневной жизни и в экономике. Если человек делает определенную функцию, делает ее хорошо, доводя до автоматизма, то такой человек более полезен в общем цикле производства, нежели человек, делающий все от начала и до конца. Вещи, сделанные руками человека, могут быть более качественными и точно красивее, но один мастер не способен сейчас обеспечить всех желающих определенными вещами, более того, такого количества мастеров нет во всем мире. Кроме того вещь сделанная руками будет стоить естественно дороже и не каждый способен будет это купить. Если же производственный процесс будет подроблен и каждый рабочий будет выполнять свои функции, то, даже учитывая низкий уровень квалификации, такие люди могут сделать высококачественный продукт.

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Почему производство называют «Вечным двигателем» экономики? Свои выводы запишите.

2. Подумайте и запишите, какими методами можно повысить производительность и продажу отечественного продукта, аналог которого экспортируется в Россию из-за рубежа?

3. Используя интернет-ресурсы, составьте таблицу средней заработной платы разных категорий населения. Сделайте свои выводы, почему заработная плата у этих категорий разная?

4. *Напишите реферат на тему «Этапы производственного развития». Подумайте, какой следующий этап развития производства ожидает человечество в будущем? Свои выводы обоснуйте.


презентации

http://infourok.ru/material.html?mid=30777

http://www.teacherjournal.ru/shkola/istoriya-i-pravovedenie/5800-prezentacziya-7-klass-obshhestvozna...

http://www.myshared.ru/slide/69883/#



Файлы