7 класс. Обществознание. Человек и закон. Права и обязанности.

7 класс. Обществознание. Человек и закон. Права и обязанности.

2.С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних:

Комментарии преподавателя

Из чего проистекают человеческие обязанности? Лучше это рассмотреть на примере. Человек является ярым футбольным болельщиком (рис. 1). Показ матча транслируют после 23.00. Он смотрит футбол с напряжением, делает телевизор громче, чтобы лучше ощутить игру. Когда родная команда забивает гол, человек, естественно, кричит, радуется. Но через некоторое время к нему в дом стучат соседи и просят выключить телевизор или сделать тише. Человек негодует, говорит о своих правах, напоминает соседям, что он находится в своей квартире и может делать все, что захочет. Оказывается, что человек на самом деле не может делать этого, даже если он находится в собственной квартире. Существует закон и обязанность – до 11 часов вечера человек может делать все что хочет: громко слушать музыку, заниматься хозяйственными делами, но после 11 наступает время сна для всех. Ночное время – период с 23.00 – до 07.00. В это время нужно соблюдать тишину всем жильцам дома.

Рис. 1. Болельщик (Источник)

Из данного примера видно, что персональные права и свободы человека наталкиваются на такие же права соседей. Это парадокс. На прошлом занятии шла речь о правах и свободах гражданина, но вся суть человеческой жизни заключается в том, что человек живет не персонально, не обособленно, не абстрагированно. Человек живет в обществе (рис. 2).

Рис. 2. Человеческий социум (Источник)

В человеческом социуме есть определенный набор правил, который необходимо соблюдать каждому. У отдельного человека на самом деле есть политические, экономические, культурные права, но люди должны соотносить право каждого друг по отношению к другу. В этом и заключается главный принцип человеческого бытия.

Человеческая свобода – это самоограничения. Соблюдение прав отдельного человека – это в том числе и соблюдение прав соседа, тех людей, которые его окружают. Это сложно, человек в любом случае поступается своими интересами. Но человек потому и является человеком, что может усмирять свое эго.

Обязанность – безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

Человек формирует в себе чувство долга и ответственности, он понимает, что он живет в обществе, он не один, он должен выполнять правила, которые были приняты до него, должен соблюдать права и свободы других людей, так как и его права могут быть ущемлены другими. Несоблюдение людьми своих обязанностей привело бы к разрушению всей системы общественной жизни. Вот почему соблюдение прав и свобод, традиций, устоев – настолько необходимая и насущная задача, что без нее невозможно жить человеческому обществу.

Люди знают свои права намного лучше, чем свои обязанности. Человек часто увиливает от своих обязанностей. Это нормально. Но далеко не все люди поступают правильно. Надписи типа «Здесь был…» на стенах домов или воровство частичек старых руин, которые относятся к историческому наследию (рис. 3), – все это негативные стороны человеческого менталитета и невыполнение ими элементарных обязанностей.

Рис. 3. Руины древнего города (Источник)

Если бы все люди так делали, то человечество осталось бы без исторического наследия. Соблюдение обязанностей – это и есть человеческая свобода.

Домашнее задание

  1. Запишите несколько главных обязанностей ребенка.
  2. Подумайте, какие обязанности, на ваш взгляд, наиболее ограничивают вашу свободу.
  3. Как вы понимаете выражение: «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права других людей»? Согласны ли вы с ним?
  4. *Проведите опрос в классе, насколько обязанности ваших одноклассников совпадают с вашими, проверьте их отношение к своим обязанностям. Сделайте выводы.
ourok.ru/itogovyy_test_po_obschestvoznaniyu__7_klass-397570.htm
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/7-klass

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.