6 класс. Обществознание. Труд

6 класс. Обществознание. Труд

Комментарии преподавателя

1. Мерила богатства

Возможно, когда-нибудь вы задумывались о том, что же такое богатство. Какого человека можно считать богатым, а какого – состоятельным, хорошо ли быть богатым или плохо – всё это не такие уж однозначные вопросы, как может показаться на первый взгляд. Каждый может сам для себя ответить на эти вопросы, но всё же мы можем попытаться оценить все эти понятия. Давайте же разберёмся с тем, насколько важна эта тема для каждого из вас.

              

Рис. 1. Богатство (Источник)

Вообще вопрос о мерилахбогатства (мерило - тот показатель, который позволяет понять степень богатства того или иного человека)достаточно сложен. Всё дело в том, что богатство зависит от условий. Представьте себе ситуацию, что вы находитесь в очень жестких жизненных обстоятельствах. Можем взять конкретный исторический пример, а именно блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны.  Тогда нормой питания на одного ленинградца было 125 граммов хлеба в сутки. Выдавали специальные продовольственные карточки, потеря которых была равносильна смерти, ведь кушать было нечего. Любые продукты питания, которыми владели люди, в то время были очень серьёзным богатством. Банка консервов или банка домашнего варенья, которая сохранилась в эту страшную зиму 1943 года, становились настоящим сокровищем. Люди, которые имели продукты, считались самыми богатыми ленинградцами. Сейчас мы можем только посочувствовать такой ситуации. Потому что когда ты живёшь в мирное время, богатством для тебя являются какие-то предметы обихода или даже предметы роскоши, которые ты можешь себе позволить, поскольку у тебя есть лишние средства.

     

Рис. 2. Норма хлеба при блокаде Ленинграда (Источник)

2. Отношение к богатству

Вы можете спросить ваших родителей, они подтвердят, что, когда они были в вашем возрасте, считалось плохо быть богатым. Возможности у людей также были ограничены, потому что в Советском Союзе все должны были быть равны. Советское общество было построено по иному принципу, нежели современное. Люди жили скорее в рамках коллективного богатства, чем индивидуального. Считалось, что вместе люди богаты, а каждый человек по отдельности должен быть богат стремлением к правильному образу жизни, богат интеллектуально и культурно, но не материально. Сейчас у вас немного другая жизнь, общество, в котором вы живёте, базируется на совершенно иных принципах. Сейчас мы не воспринимаем благосостояние как нечто предосудительное. Наоборот, в богатстве нет ничего плохого. Важнее, только акценты, а именно:

1) Как ты достиг этого состояния, как ты стал богатым человеком?

2) Как ты распоряжаешься своим богатством?

Эти два момента требуют особого объяснения. Давайте чётко определимся с тем, что же понимать под богатством. Богатство – это всё то, что представляет для человека ту или иную пользу, то, что мы ценим. Не имеет значения, материальную, эстетическую или интеллектуальную пользу приносит вам богатство. Главное – что это дорого вам.

3. Представления о богатстве

Способы достижения богатства бывают самыми разными. Иногда мы воспринимаем как ценность и подлинное богатство природные ресурсы. Наше с вами государство богато практически всеми видами природных ресурсов. Россию можно назвать таблицей Менделеева, собранной в недрах земли. У нас есть самые разные полезные ископаемые: топливные, рудные и нерудные. В целом, это богатство принадлежит государству, но определённые месторождения полезных ископаемых принадлежат конкретным людям. Частные компании и их владельцы распоряжаются ресурсными богатствами нашего государства. Конечно, эти люди материально достаточно обеспечены.

Рис. 3. Природные ресурсы – национальное богатство (Источник)

С другой стороны, богатство – это форма деятельности. Это означает, что богатство достигается в ходе исполнения тех или иных обязанностей или в ходе выполнения той или иной деятельности. Иногда бывает так, что то, чем вы занимаетесь, интересно только вам. Тогда о человеке  говорят, что он богат своим трудом, потому что он занят и увлечён.  В рамках его собственного мира он вполне богатый человек. Есть люди, которые строят дома из пустых бутылок, такие люди кажутся нам немного чудаковатыми. Но сам по себе этот человек счастлив и считает себя вполне состоявшимся. Он богат, потому что умеет делать то, что не умеют делать другие. У него получается реализовать себя на все 100 %, так, как он этого хочет. Наверное, такого человека и вправду можно считать богатым. 

    -

Рис. 4. Человек, увлечённый любимым делом, - богат (Источник)

4. Источники богатства

Очень важным источником богатства могут быть знания, умения, навыки человека. К сожалению, объективная действительность такова, что в нашей стране не всегда ещё знания людей оплачиваются надлежащим образом. Люди иногда чувствуют, что зря потратили время, долго обучаясь в высших учебных заведениях либо занимаясь самообразованием. Но если вы смотрите художественные фильмы, то наверняка замечали, что когда фильм снимается о какой-либо катастрофе или глобальных катаклизмах, то человечество, прежде всего, пытается спасти учёных. В такой ситуации подлинным богатством мира являются умные, мыслящие люди, которые могут передать с собой какой-то очень важный опыт или что-то изобрести. Безусловно, их необходимо сохранить.

Есть крайне забавный исторический анекдот, причём, возможно, он правдив, то есть, основан на реальных событиях. Речь идёт о битве при  пирамидах, которую Наполеон давал мамелюкам (мамелюки  - это рабы-воины, служившие в особых частях армии). Когда началось сражение, мамелюки неожиданно напали на французов. Бонапарт не растерялся и скомандовал пехотам разделиться на несколько частей - каре, то есть принять специальное построение в виде квадрата, когда пехотинцы могут защищаться со всех сторон от наседающей кавалерии противника. При этом в середину квадрата, то есть в защищённую позицию, Наполеон поставил ослов и учёных. По сути самое ценное, что может быть в армии, - это ослы, то есть животные, которые перевозят провиант, боеприпасы и прочие грузы, и учёные, которые добывают полезные сведения. Их нужно сохранить, а дело пехотинцев – защищаться и, возможно, даже умереть. Вот так высоко Наполеон ценил учёных и образованных людей. Поэтому образование, наши знания, умения и навыки – такое же богатство, как и материальные блага.

   

Рис. 5. Битва при пирамидах (Источник)

5. Взгляды на богатство

Итак, кто же и как становится богатым в современном мире? Если рассматривать историю человечества, то способы достижения богатства были самыми разными. Разбойники, которые действовали на море и в лесах, занимались бандитским захватом чьих-то ценностей, а честные люди достигали богатства своим собственным трудом. Сейчас, конечно, общество стало более взрослым и бандитский способ достижения богатства – это уже далеко не норма, наоборот, это печальное исключение. Как правило, богатство достигается собственным трудом, причём трудом весьма упорным.

Для того чтобы стать по-настоящему богатым в материальном смысле слова человеком, нужно привнести в мир что-то своё, нечто новое и уникальное. Но это вполне возможно. Есть примеры, когда миллиардерами становились совсем молодые люди, например, знаменитый создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг. Он изобрёл свой сайт, когда ему не было ещё и 20 лет. Но главное не в этом. Суть заключается в том, что богатство – это лишь один из способов достижения деховного удовлетворения.

  

Рис. 6. Марк Цукерберг (Источник)

Есть и прямо противоположный взгляд на проблему богатства. Существует мнение, что бедный человек, который не имеет имущества, на самом деле по-настоящему богат, потому что он свободен. Он не скован никакими обязательствами ни перед кем и ни перед чем. Никакие вещи его не задерживают. Был такой выдающийся древнегреческий философ Диоген. Он раздал всё своё имущество и жил в пифосе, то есть бочке или сосуде для хранения вина, оливкового масла или зерна. Единственной собюственностью Диогена была кружка, из которой он пил. Однажды он увидел, как маленький мальчик возле общественного колодца подставляет ладошку под струю воды и пьёт из неё. Диоген воскликнул, что он глупец и цепляется за ненужные вещи, когда природа и так дала ему всё необходимое. Диоген выбросил кружку, оставшись вообще без всякой собственности, совершенно свободной человеческой личностью.

  

Рис. 7. Диоген (Источник)

Был и другой пример – знаменитый итальянский философ и монах Франциск Ассизский, между прочим, очень состоятельный человек. Он раздал всё своё имущество, взял мешок, прорезал в нём три дыры (две для рук и одну для головы), одел этот мешок на себя, перевязался бечёвкой и вот так и проходил всю оставшуюся жизнь. Его последователи – францисканцы – один из самых серьёзных духовных орденов в рамках католической церкви до сих пор. Конечно, они уже не ходят в мешковине, у них вполне приличные одеяния из хорошего материала, но, тем не менее, они исповедуют всё те же ценности: материальную бедность и духовное богатство. Отсюда мы можем сделать вывод, что взгляды на то, как человеку будет комфортно жить, могут быть самыми разными. Важно, чтобы эти взгляды были частью вашей подлинной натуры, вашей подлинной сущности.

  

Рис. 8. Францисканцы (Источник)

6. Меценатство

Но если мы всё-таки будем говорить о богатстве материальном, которое для многих людей является основным смыслом, который вкладывается в слово «богатство», нельзя не вспомнить русских купцов. В дореволюционной России русские купцы всегда считали, что богатство обязано служить в том числе и на пользу другим людям. Если ты действительно богатый человек, ты не должен думать только о себе или о своём ближайшем окружении. Если ты заработал много денег, значит, ты использовал труд многих людей. Не ты один зарабатывал эти деньги, множество людей позволило тебе, как аккумулятору, сконцентрировать в своих руках это состояние. Соответственно, ты должен как-то поделиться им с окружающими. Необходимое условие для того чтобы ощущать себя воистину богатым человеком – это принести пользу обществу.

В европейской традиции подобные действия называются меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на хужоников, музыкантов, поэтом, помогая им материально. В России подобные действия называют благотворительностью. Благотворительность как явление была очень популярна в России в конце 19 – наале 20 века среди состоятельных людей или предпринимателей. Например, выдающийся банкир Павел Рябушинский тратил огромные деньги на строительство дорог, больниц и других объектов социального значения. Савва Морозов был одновременно и меценатом, и достаточно умпешным предпринимателем, который очень много строил в Москве, Санкт-Петербурге и помогал простым людям решать их бытовые проблемы. Екатерина Чемчужная – выдающаяся русская актриса, которая практически всё своё состояние оставила бедным. Можно привести ещё очень много примеров. Знаменитая коллекция братьев Третьяковых также была в качестве благотворительного подарка передана Москве, хотя сами Третьяковы были купцами, которые собирали эту коллекцию для себя, но решили оставить её не своим потомкам, а всем россиянам. Сейчас это по сути золотой фонд российского художественного творчества.

Не менее известна и деятельность братьев Бахрушиных, которые собрали потрясающую коллекцию предметов, связанных с театром в той или иной степени. Бахрушины построили в Москве больницы, публичные библиотеки, которыми могли пользоваться самые обычные люди. Совместно с издательствами они выпускали широкие тиражи книг, для того чтобы простые люди могли приобрести их и приобщиться к русской культуре, русской классике. Это было достаточно большим подарком, ведь тогда не существовало телевидения, не существовало радио, не было интернета, и для того чтобы заниматься самообразованием, нужно было иметь в распоряжении большие деньги. Благотворители помогали людям массово читать классиков русской литературы.

7. Итог урока

Подводя общий итог, можно отметить, что богатство – это хорошо. Любое богатство, и материальное, которым вы можете поделиться с окружающими, и интеллектуальное, которое отличает культурного человека, и деятельное, которое делает вас увлечённым и счастливым, является позитивным моментом. Самое главное заключается в том, чтобы цель достижения богатства не расходилась со средствами, которые вы выбираете. Если эти средства оскорбляют, унижают или ущемляют других людей, тогда такое богатство не будет являться правильным и не принесёт вам добра.

А на следующем уроке мы поговорим о выборе жизненного пути, о том, какие бывают профессии. Мы постараемся на конкретных примерах убедиться в том, насколько важно продолжать искать «свою» профессию всю жизнь.

8. Как распорядиться богатством

Многие из вас наверняка смотрели мультфильм «Симпсоны», вам знакомы эти очень известные вымышленные персонажи. Гомера Симпсона считают собирательным образом человека начала 21 века: достаточно ленивого, немного грубоватого, но в то же время приятного и забавного. Была серия, в которой Гомер Симпсон выиграл в лотерею большую сумму денег. Однажды придя домой, он обратил внимание на то, что его дети лежат на кровати и смотрят в потолок, не зная, чем себя занять. Гомер спрашивает их: «Почему вы дома, почему вы не в школе?», на что дети отвечают ему: «А зачем?».  Действительно, зачем учиться, работать, чем-то заниматься, если они уде получали миллионы долларов, которые обеспечат их на всю оставшуюся жизнь.

  

Рис. 9. Симпсоны (Источник)

Для Гомера вопрос его детей оказался тупиковым. А два самых богатых человека на Земле – довольно известные предприниматели Билл Гейтс (создатель компании Microsoft)  и Уоррен Баффет (создатель огромной корпорации) всё своё личное состояние оставили не своей семье, а передали в специально образованный ими благотворительный фонд. Это кажется абсолютно абусрдным – оставлять состояние, которое оценилось соответственно в 50  и 70 миллиардов долларов, незнакомым людям. Билл Гейтс оставил своим детям лишь 0,2 % от своего состояния, то есть по 10 миллионов долларов каждому.

Возникает вопрос: зачем тогда надо было зарабатывать эти деньги, чтобы потом так поступить? Ответ на этот вопрос они дают сами, объясняя, что не хотят лишать своих детей мотивации к жизни. К тому же Гейтс и Баффет говорят, что деньги, которые были заработаны лично ими или их корпорациями – это те деньги, которые были заработаны благодаря деятельности огромного количества людей. А значит, они не принадлежат их семьям целиком. Это деньги всех, значит, они должны вернуться назад. А дети Билла Гейтса и наследникиУоррена Баффета должны работать сами и зарабатывать самостоятельно столько, сколько они хотят. Такая позвиция у двухт наиболее успешных бизнесменов США. Возможно, такое отношение к богатству является правильным взглядом на жизнь. Зарабатывать много – это правильно и это хорошо. Но нужно всегда помнить, что ответственность ты несёшь не только перед собой и своей семьёй, но и вообще перед всем обществом вместе взятым. Если ты заработал большую сумму, то должен иметь и право, и ответственность этой суммой правильно распорядиться.

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

2.  Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. - 184 с.

3.  Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4.  Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс.  - Дрофа, 2013.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1.  Богатство (Источник).

2.  Что такое богатство? (Источник).

3.  Дни.Ру (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Выучи наизусть стихотворение «Работа» на странице 154. Учебник: Виноградова Н.Ф.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. -  Просвещение, 2004.

2. Какие взгляды на богатство существуют в современном мире? Какой конкретно позиции придерживаетесь лично вы?

3. *Напишите сочинение-рассуждение по английской пословице «Цена работника – его зарплата».


Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.