6 класс. Обществознание. Труд

6 класс. Обществознание. Труд

Комментарии преподавателя

1. Труд и его специфика

Сегодня мы начинаем новый раздел нашего курса, посвящённый труду. Наверное, каждый знает по себе, что трудиться для человека очень тяжело, большинство времени у нас нет желания этого делать. Однако труд, однозначно, обязателен для любого человека.

Наверняка вы знаете, что принято считать, что хороший человек – это трудолюбивый человек, а вот человек, который ленится, бесцельно проживает свою жизнь. Давайте выясним, почему же труд так полезен и необходим человечеству.

В самом общем смысле труд – это направленная деятельность человека. Мы все живём в мире, который сами для себя создали. В дикой природе не существует домов, улиц, газонов, тротуаров, автомобилей, квартир, лифтов и прочих предметов, созданных человеком. Всё это – плод человеческого труда. Получается, что труд – это, по сути, основная часть человеческой жизни. Но заниматься трудовой деятельностью далеко не так интересно, как праздно проводить время. Согласитесь, что если вы заняты каким-то делом, не особо вам сейчас интересным, но, тем не менее, необходимым, вы бы с удовольствием променяли его на лежание на диване или компьютерную игру. Ведь просмотр телевизора или компьютерные игры – это тоже некая деятельность. Получается, что труд имеет некую свою специфическую особенность.

  

Рис. 1. Труд человека (Источник)

Это действительно так. Далеко не всякая деятельность человека является трудом, потому что труд обязательно даёт какой-то результат, положительный либо отрицательный. Если вы заняты каким-то бесцельным делом, например, играете в компьютерную игру, то это не является трудом, так как вы просто пытаетесь провести своё свободное время таким образом. Никакой конечной пользы для вас или окружающих эта компьютерная игра не принесёт. Но для человека, который создал эту компьютерную игру, это был подлинный труд, потому что для него конечной целью являлся продукт, результат его деятельности. Вы же просто выступаете потребителем, который бесцельно тратит время, вы не развиваетесь от такого времяпровождения. То есть труд – это действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы. Человек должен преодолеть свою лень и апатию, чтобы получить конечный результат. Вот из таких шагов, из таких мелких действий и соткана вся наша жизнь. Мы окружаем себя теми действиями, которые создают природу человека. Ведь, как уже упоминалось, ничего того, что нас окружает в городах, в природе изначально не существовало.

2. Виды труда

Трудовая деятельность человека также бывает разной. Она отличается по сложности, характеру тех действий, которые выполняет человек, по содержанию того, что делает человек. Самая простая градация – деление труда на интеллектуальный и физический. Но и внутри данной градации также возможно дробление. Так, высокоинтеллектуальный труд можно разделить на низкоинтеллектуальный и высокоинтеллектуальный. В данном случае можно привести много примеров. Например, дворник – это работа, связанная с физическим трудом, когда человек убирает улицы, создаёт чистоту и порядок. В то время как врач или инженер – это люди интеллектуального труда, создающие нечто, используя, прежде всего, свои знания, а также умения и навыки. Но речь не идёт о том, чей труд более важен. Если у нас не будет дворников, если никто не будет убирать улицы, разве наша жизнь будет комфортной и её можно будет назвать человеческой? Любой труд человека важен и необходим. Главное – это понимать, как много вы можете сделать и что именно вы можете сделать.

Помимо деления труда на интеллектуальный и физический, можно привести и некоторые другие классификации труда. Так, труд можно разделить на добровольный и принудительный. Ваши мама с папой наверняка работают где-то, но делают они это добровольно, для того, чтобы иметь возможность содержать семью и жить достойно. Однако, к сожалению, даже в современном мире нередки случаи, когда людей в бедных странах принуждают к труду помимо их воли, а они не имеют права отказаться. По сути труд рабов на плантациях являлся ярчайшим примером принудительного труда.

Также важно знать о том, что труд можно классифицировать как коллективныйили индивидуальный.  Допустим, если учёный в одиночку сделал некое открытие, такой труд является индивидуальным. Если же над проектом трудился целый научный коллектив, и вместе они пришли к какому-то результату, такой труд будет являться коллективным.

3. Выбор профессии

Это действительно очень важно – уже в вашем возрасте понять, чем именно вы можете заниматься. Дело в том, что каждый из нас предназначен для какого-то труда, так сложилась человеческая цивилизация. Не каждый может стать врачом, не каждый может стать писателем, не каждый может стать художником или военным. Абсолютно бесталанных людей в мире нет, у каждого человека есть свои склонности и способности. Но иногда бывает сложно понять, в чём именно заключается твой талант. Вы должны уже сейчас научиться прислушиваться к себе для того чтобы понять, а что можете именно вы, какой труд для вас был бы интересен, какое дело приносило бы пользу и вам, и окружающим людям.

  

Рис. 2. Выбор профессии (Источник)

Если вы сможете правильно определить то, к какой профессии вы имеете склонность, в таком случае ваша жизнь сложится весьма удачно. Человек, который занимается делом, которое он любит, – это, как правило, успешный человек, человек, который живёт в достатке. Жизнь такого человека доставляет ему самому удовольствие, потому что заниматься тем трудом, для которого ты предназначен, -  быть может, самое большое счастье.

4. Товары и услуги

При этом трудиться можно совершенно по-разному. Можно выпускать какие-то конкретные конечные продукты или вещи.  Все мы с вами являемся потребителями таких вещей, когда идём в магазин и покупаем то, что нам необходимо. Обувь, одежда, предметы домашнего обихода – всё это сделано кем-то. Видимо, люди, которые произвели все эти товары, предназначены для такого труда. С другой стороны, многие из вас бывали в салонах красоты или больницах, где вам оказывали некие услуги. Труд людей, работающих в данной сфере – предоставление определённых услуг. В данный момент вы изучаете онлайн-урок, то есть мы оказываем вам образовательную услугу.  Иными словами, услуга – это действие, обязательно осуществленное при взаимодействии поставщика и клиента.

Человек трудится всегда, человек трудится постоянно, потому что это форма существования человеческой цивилизации. Поэтому для вас важно определиться уже сейчас, кем вы хотите стать.

Так постепенно мы подходим с вами к изучению большого блока, который в будущих классах будет для вас основным в курсе обществознания. Речь в данном случае идёт об экономике. Все те продукты, которые производит человек, это не просто какие-то вещи, а то, что мы называем товаром.  Товар - это продукт труда, произведённый для продажи (или шире — обмена), а не для собственного потребления. Любой товар, будь то услуга или какой-то конечный продукт, имеет свою цену. В данном случае мы можем говорить о том, что цена товара – это интегральный показатель, на который оказывает влияние много компонентов. Кто-то произвёл продукт, причем, иногда это один человек, а иногда множество людей. Соответственно, каждый из этих людей вложил часть своего труда в цену этого товара, каждый должен получить какие-то деньги от его продаж.

5. Награда за труд

Заработная плата – это справедливое вознаграждение за проделанный людьми труд. Конституция РФ определяет заработную плату как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты». С самого начала мы упоминали о том, что человек очень любит отдыхать и далеко не так сильно любит трудиться. Тем не менее, мы все пытаемся преодолеть в себе слабости. Если вы хорошо трудились и сделали какой-то качественный продукт, причём неважно услугу или конкретную вещь, и получили за это вознаграждение, это совершенно нормально. Это вознаграждение может быть небольшим, а может представлять собой достаточно крупную сумму. Всё зависит от того, насколько важный и качественный тот продукт, который вы сделали, насколько он востребован сейчас и в будущем.

Бывает и такое, что труд людей при жизни может и не быть оценён людьми их поколения. Например, создателя Эйфелевой башни укоряли за его произведение, считая, что оно уродует облик Парижа. Сейчас же Эйфелева башня – это символ Парижа, без которого просто невозможно представить этот город.

  

Рис. 3. Эйфелева башня (Источник)

Иногда и художников, и скульпторов признают значительно позже того времени, когда они творили. Но в любом случае труд для человека – это обязательная форма существования. Человека не существует без создания того, чего нет в дикой природе. Единственный вектор, о котором точно знает человечество, это наша цель создавать те вещи, которых в природе нет, окружать себя своими творениями.

На следующем занятии мы поговорим о том, какого человека можно назвать богатым. Мы побеседуем о том, стыдно ли быть богатым или, напротив, богатством можно гордиться и даже кичиться.

6. Происхождение человека и труда

Быть может, вы слышали о немецком философе Фридрихе Энгельсе.  В 19 веке немецкая философская школа была, пожалуй, одной из самых сильных в Европе, да и в мире в целом. Немецкие учёные достигли больших высот в познании человеческого бытия, в познании общества. Энгельс написал крайне любопытную работу «О происхождении человека, труда и капитала».  В ней он провёл сравнительную линию между доисторическим этапом развития человека  (по сути человек в то время был обезьяной) и периодом, когда появился человек разумный.

В основе развития человека, с точки зрения Энгельса, лежал именно труд. То есть с того момента, как человекообразная обезьяна начала использовать орудия труда, пусть даже самые примитивные, начинает формироваться человек. Даже, более того, Энгельс доказывал, что были и физиологические изменения в человеке: например, изменилось расположение большого пальца, что помогло человеку совершать операции, связанные с  мелкой моторикой. Благодаря такому строению кисти люди могут совершать операции, для которых необходима значительная ловкость рук, чего другие живые существа на Земле делать не могут.  Мы создаём себе всё более новые орудия труда, и, соответственно, трудимся всё более эффективно. Человек получил тот облик, который сейчас имеет. Концепция эта интересна, но в то же самое время она весьма спорная: можно привести какие-то контраргументы, то есть аргументы, которые могут опровергнуть размышления Энгельса.

Важно то, что труд для человека – основополагающая форма его существования. Мы создаём для себя какие-то предметы, иногда нужные, и иногда – не очень, но в любом случае всё, что сделал человек для себя, помогает ему оставаться человеком. Потому что ничего из этого природа ему не дала и дать не могла. Быть человеком – значит создать себя самому.



Рекомендованное домашнее задание

1. Ответьте на вопросы к картине  на странице 125, выполните задания на странице 126 . Учебник: Виноградова Н.Ф.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. -  Просвещение, 2004.

2. Чем отличаются товары и услуги? Приведите примеры товаров и услуг.

3. *Как вы считаете, верна ли теория Энгельса о происхождении человека и труда? Найдите в литературе или интернете несколько аргументов за и против этой теории.

Источник

http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/6-klass
http://infourok.ru/prezentaciya_po_obschestvoznaniyu_na_temu_na_puti_k_zhiznennomu_uspehu_6_klass-49...
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/02/22/urok-obshchestvoznaniya-v-6-klasse-na...
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/03/15/testy-po-teme-trud-obshchestvoznanie-...

Файлы