6 класс. Всеобщая история. Средневековая литература

6 класс. Всеобщая история. Средневековая литература

Комментарии преподавателя

Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). XII в.  начался  расцвет городской литературы.  Горожане любили короткие рассказы в стихах, басни на бытовые темы. 

Героями рыцарской литературы: басен и рассказов  чаще всего становились ловкий, хитрый горожанин  или  веселый, находчивый крестьянин.  Ваганты сочиняли стихи на латинском языке.

Герои рыцарской литературы: басен  и  рассказов в стихах  неизменно оставляли в  дураках своих противников - чванливых  рыцарей  и  жадных монахов.

С городской литературой связаны  стихи  вагантов ( в переводе  с латинского- бродяг).

Вагантами называли  школяров  и  студентов, которые кочевали по городам и университетам в поисках  новых преподавателей.

Ваганты  в XII-XIV вв.кочевали по городам и университетам.

 Наиболее прославился своими стихами французский  вагант Франсуа Вийон.

Музыку  к произведениям Франсуа Вийона сочиняют и  современные  композиторы.

С городской литературой связаны стихи вагантов - ( в переводе с латинского- бродяг) .Вагантами называли школяров и студентов, которые кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. Наиболее прославился своими стихами   французский вагант  Франсуа Вийон, музыку к  его произведениям  сочиняют и современные композиторы. В XIII в. начинает клониться к закату рыцарская литература. Следствие этого - начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие от рыцарской начинает интенсивные поиски новых идей, ценностей, новых художественных возможностей для выражения этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. А в городах в средние века жили, прежде всего, ремесленники и торговцы. В городе также живут и работают люди умственного труда: учителя, врачи, студенты. В городах живут и представители класса духовенства, служат в соборах, монастырях. Кроме того, в города переселяются феодалы, которые остались без замков.

В городе встречаются и начинают взаимодействовать сословия. Благодаря тому, что в городе грань между феодалами и сословиями стирается, происходит развитие, культурное общение – всё это становится более естественным. Поэтому литература вбирает в себя богатые традиции фольклора (от крестьян), традиции церковной книжности, учёности, элементы рыцарской аристократической литературы, традиции культуры и искусства зарубежных стран, которые приносили торговые люди, купцы. Городская литература выражает вкусы и интересы демократического 3-го сословия, к которому принадлежало большее количество горожан. Интересы их определялись в обществе, - они не имели привилегий, но зато горожане имели свою независимость: экономическую и политическую. светские феодалы хотели прибрать к рукам процветание города. Эта борьба горожан за независимость определила основное идейное направление городской литературы – антифеодальная направленность. Горожане хорошо видели многие недостатки феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе в виде сатиры. Горожане, в отличие от рыцарей не пытались идеализировать окружающую действительность. Наоборот, мир в освещении горожан представлен в гротескно-сатирическом виде. Они намеренно гиперболизируют негатив: глупость, сверхглупость, жадность, супержадность.

Особенности городской литературы:

Городская литература отличается вниманием к повседневной жизни человека, к быту.

Пафос городской литературы дидактический и сатирический (в отличие от рыцарской литературы).

Стиль тоже противоположен рыцарской литературе. Горожане не стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное – донести мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного происхождения.

Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь берет начало прозаическая литература.

Тип героя весьма обобщён. Это не индивидуализированный рядовой человек. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость, изворотливость, жизненный опыт – черты героя.

Жанрово-родовой состав.

В городской литературе развиваются все 3 рода.

· Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказало синтез на городскую лирику.

· В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека

· В городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.