Обществознание. Миф и ранние формы религии

Обществознание. Миф и ранние формы религии

Комментарии преподавателя

Учё­ные вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие функ­ции ре­ли­гии:

1. Ми­ро­воз­зрен­че­скую функ­цию ре­ли­гия ре­а­ли­зу­ет бла­го­да­ря на­ли­чию в ней опре­де­лен­но­го типа взгля­дов на че­ло­ве­ка и его место в мире, на мир в целом и при­чи­ны его су­ще­ство­ва­ния.

2. Ком­пен­са­тор­ная функ­ция про­яв­ля­ет­ся в том, что ре­ли­гия вос­пол­ня­ет недо­ста­ток зна­ний людей о мире, сни­ма­ет со­ци­аль­ное и ду­шев­ное на­пря­же­ние, воз­ме­ща­ет недо­ста­ток ду­шев­но­сти в свет­ском об­ще­нии ре­ли­ги­оз­ным об­ще­ни­ем.

3. Ком­му­ни­ка­тив­ная функ­ция ре­ли­гии вы­ра­жа­ет­ся в об­мене ин­фор­ма­ци­ей ве­ру­ю­щих друг с дру­гом, в их об­ще­нии между собой, а также с Богом и слу­жи­те­ля­ми церк­ви.

4. Ин­те­гра­ци­он­ная функ­ция имеет двой­ствен­ный ха­рак­тер: с одной сто­ро­ны, ре­ли­гия сбли­жа­ет людей, объ­еди­ня­ет их, с дру­гой – разъ­еди­ня­ет, при­ме­ром чему яв­ля­ют­ся ре­ли­ги­оз­ные войны, со­ци­аль­ные кон­флик­ты на почве ре­ли­ги­оз­ных раз­но­гла­сий.

5. Куль­тур­ная функ­ция со­сто­ит в том, что ре­ли­гия хра­нит в себе куль­тур­ный опыт че­ло­ве­че­ства, пе­ре­да­ет его из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, сама яв­ля­ет­ся ча­стью куль­ту­ры че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства.

6. Об­ла­дая боль­шим нрав­ствен­ным по­тен­ци­а­лом, ре­ли­гия про­по­ве­ду­ет по­ло­жи­тель­ные нрав­ствен­ные цен­но­сти, при­зы­ва­ет к до­стой­но­му по­ве­де­нию, ре­а­ли­зуя тем самым вос­пи­та­тель­ную функ­цию.

Таким об­ра­зом со­зна­нию древ­не­го че­ло­ве­ка во всех его про­яв­ле­ни­ях был свой­ствен син­кре­тизм (греч. «со­еди­не­ние, объ­еди­не­ние»), нерас­чле­нен­ность. В син­кре­ти­че­ских оцен­ках яв­ле­ний (вещей) сме­ши­ва­лись раз­лич­ные кри­те­рии. Можно вы­де­лить по край­ней мере че­ты­ре таких кри­те­рия: ути­ли­тар­ный (по­лез­ное или вред­ное), ре­ли­ги­оз­ный (свя­щен­ное или нет),нрав­ствен­ный (доб­рое или злое), и эс­те­ти­че­ский (пре­крас­ное или без­об­раз­ное). Оцен­ка яв­ле­ния со зна­ком плюс или минус по лю­бо­му ос­но­ва­нию влек­ла за собой такую же по­ло­жи­тель­ную или от­ри­ца­тель­ную оцен­ку его во всех дру­гих от­но­ше­ни­ях. Можно пред­по­ло­жить, что опре­де­ля­ю­щим был ути­ли­тар­ный кри­те­рий. Грубо го­во­ря, по­лез­ная вещь счи­та­лась кра­си­вой, хо­ро­шей, со­здан­ной доб­рым духом, и на­о­бо­рот. Уче­ные эт­но­гра­фы утвер­жда­ют, что че­ло­век мог при­нять или от­верг­нуть ту или иную вещь на ос­но­ва­нии пред­став­ле­ния о ее нрав­ствен­ной, ре­ли­ги­оз­ной или эс­те­ти­че­ской цен­но­сти.

С раз­ви­ти­ем от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и мира и осо­зна­ни­ем им сво­е­го места в мире син­кре­ти­че­ский ком­плекс диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся – со­зна­ние от­де­ля­ет одни кри­те­рии от дру­гих: пред­мет может вос­при­ни­мать­ся как по­лез­ный, но без­об­раз­ный, пре­крас­ный, но злой, и т. д.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/mif-i-rannie-formy-religii

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JbY15jIh9so

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=45a5Aqn7ssU

источник презентации -http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9024-rannie-formy-religii.html

Файлы