4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Иван Бунин "Листопад".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Иван Бунин "Листопад".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь.

Иван Бунин "Листопад".

Введение

– Стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин 

        http://image.subscribe.ru/list/digest/style/im_20151026153926_8285.jpg

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Чтение с комментированием

-Найдите и прочитайте описание леса.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

        http://prihozhane.ru/public/album_photo/91/03/03/2fd91_31e2.jpg?c=17ae

- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)

-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)

- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)

- А почему оконца, а не окна? (маленькие).

- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)

– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)

– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)

- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

- Прочтите часть до слова «лес»

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)

- А что там? (паутина)

-С чем сравнивается паутина?  (  ...как сеть из серебра...)

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/663/91663002_0_697aa_781816fd_1XL.jpg

- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)

      http://img11.nnm.me/9/e/2/8/c/9e28cd1c67cdb235459d0d60eff81490_full.jpg

- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?  (...белый лепесток...)

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/846/38846812_1233170819_webmoth.jpg

-Есть ли ветер? ( нет )

-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? (Лес  удивлен, потрясен).

- Какое чувство мы должны передать при чтении стихотворения вслух? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Ивана Бунина. Читали и анализировали фрагмент его стихотворения "Листопад". Отметили точность, изящество, образность и умение передавать настроение   пейзажной лирики поэта и писателя Ивана Бунина. 

ИСТОЧНИК

http://www.openclass.ru/node/257394

https://www.youtube.com/watch?v=xhiLngYsLLI

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/13/prezentaciya_k_stih._listopadt.pptx

http://pishi-stihi.ru/listopad-bunin.html

Файлы