4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Николай Некрасов "Школьник", " В зимние сумерки нянины сказки...".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Николай Некрасов "Школьник", " В зимние сумерки нянины сказки...".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь.

Николай Некрасов "Школьник" 

Введение

- Узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.

            Мигом команда моя разбежалась,

            Только на лодке две пары осталось –

            Сильно измокли, ослабли; в мешок

            Я их поклал – и домой приволок.

            За ночь больные мои отогрелись,

            Высохли, выспались, плотно наелись;

            Вынес я их на лужок; из мешка

            Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

            Я проводил их всё тем же советом:

            «Не попадайтесь зимой!»

            Я их не бью ни весною, ни летом,

            Шкура плохая,- линяет косой….

(«Дедушка Мазай и зайцы». Н.А.Некрасов )

            Однажды ,в студеную зимнюю пору,

            Я из лесу вышел, был сильный мороз.

(«Мужичок с ноготок» Н.А.Некрасов)

- Это стихи Некрасова Николая Алексеевича. Сегодня мы познакомимся с его биографией, узнаем, что это был за человек, как его детство повлияло на его стихи .

Биография Н.А. Некрасова

http://elchetyre.fdriusal.ru/wp-content/uploads/2015/11/nekrasov-interesnye-fakty-7.jpg

Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с.Грешнёво Ярославской губернии. Большой дом был окружен тёмным, тенистым садом. Некрасов часто убегал из дома к крестьянским ребятишкам. Они гуляли вместе в лесу, в поле, на берегу Волги –реки, неоднократно воспетой поэтом : « О Волга! Колыбель моя ! Любил ли кто тебя, как я…»

Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил крестьян.  Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная.  Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. 

Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки.

19 лет ( с 1847 по 1866 гг.) Некрасов был издателем и редактором журнала «Современник». 

- Счастливое детство было у Николая ? (нет)

- Как Выдумаете, о чем будут его стихи ? (О тяжелой доле детей)

Словарная работа.

Подберите синонимы к словам.

СЛАВНЫХ – знаменитых, хороших

РАЗУМЕН понимающий,умный

ПОПРИЩЕ – сфера, область, мир, круг, участок

НЕ БЕЗДАРНА – талантлива, способна

Но говоря о трудном пути ребенка и русского человека, Н.А.Некрасов уверен в его избранности, таланте, одаренности, необыкновенной судьбе. Перед глазами автора судьба Михаила Ломоносова, первого русского университета. Сегодня мы познакомимся  с его детством.

Чтение с комментированием

Как человек узнал, что мальчик идет в город учиться?  ( ...Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь…)

http://russkay-literatura.net/images/thumbnails/images/stihotvoreniya/Shkolnik-Nekrasov-stihotvorenie-s-illyustraciyami-320x426.jpg

http://photo.qip.ru/photo/mihtimak.fotoplenka/150579086/xlarge/162813867.jpg

Кто помог мальчику собраться в город на учебу?  (… батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю, старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек...)

Обратите внимание на шестую строфу с верху. Прочтите ее.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей, по Божьей воле

Стал разумен и велик.

- Кого имел в виду автор в этих строчках? (Ломоносова)

- Некрасова всегда волновала жизнь Ломоносова, а проводя лето в местах, которые хранят память о великом соотечественнике, он создал стихотворение «Школьник»

Найдите в тексте синоним к слову дорога. (Это многих славных путь)

  Может ли путь быть жизненным? Заметьте, дорога в стихотворении вырастет в жизненный путь человека.

http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/21/11196404.jpg

- Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (ему будет нелегко)

Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний.

 Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…

- Какое значение имеют эти строки?  ( Это главная мысль произведения.)

- История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа – именно в 60 – е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи : Боткин, Пирогов. Эти и многие другие знаменитые люди того времени вышли из народа, т.к. у них была тяга к знаниям и они проявляли упорство в достижении своей цели.

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Николая Некрасова. Читали и анализировали его стихотворение "Школьник". Отметили, что в своём стихотворении «Школьник»  великий Некрасов мог вспомнить  не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным.

ИСТОЧНИК

http://www.metod-kopilka.ru/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-nanekrasov-shkolnik-klass-62770.html

https://www.youtube.com/watch?v=WJnwxSoa6q0

http://download.myshared.ru/VnnRNbdCbG2-51JZK-Fycw/1464615900/711828.ppt

http://pishi-stihi.ru/shkolnik-nekrasov.html

 

 

Файлы